Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды
Вечером одноактных балетов — «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина в исполнении балетной труппы под управлением заслуженного деятеля искусств России Гедиминаса Таранды — 3 апреля на сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии завершился фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
Концертный зал филармонии на один вечер превратился в музыкально-театральное помещение, где переполнившая зал празднично-оживлённая публика жадно «впитывала» редкое для Белгорода зрелище классического балета.
Не скрывая гордости за такой масштабный и резонансный фестиваль высокой музыки, художественный руководитель БГФ заслуженный деятель искусств России Иван Григорьевич Трунов зачитывал публике благодарственные строки прощального письма графа Петра Петровича Шереметева.
Иван Григорьевич также не скрывал радости оттого, что такое рафинированное и, одновременно, понятное искусство как классический балет, соединяясь с «живым» звучанием симфонического оркестра (за дирижёрским пультом на авансцене — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) создаёт, как сейчас принято говорить, «солидарное общество» единомышленников — любителей классического искусства, которое в Белгороде усилиями филармонии возрастает год от года.
Частной балетной компанией «Имперский Русский балет» (основана в 1994 г.) уже почти два десятилетия бессменно руководит её основатель, бывший солист Большого театра Гедиминас Таранда (р.1961), выдающийся хореографический талант которого —превосходная техника, редкостно выразительный мощнейший мужской темперамент — в своё время высоко оценил Рудольф Нуреев.
Идея создания новой балетной труппы родилась во время юбилейных гастролей Майи Плисецкой в Японии, программа которых была подготовлена её партнёрами по Большому театру, в частности, Гедиминасом Тарандой. Название коллектива возникло как знак благодарности русской императорской династии Романовых, которая внесла огромный вклад в развитие русского балета, а также как дань уважения многим ведущим танцовщикам русской балетной школы — «императорам сцены».
Постоянный состав труппы — 40 человек. Контракты с артистами (выпускниками балетных училищ бывшего СССР, а также артистами зарубежных стран) заключаются на срок от 1 до 3 лет. Труппа, в основном, живёт в напряжённом гастрольном режиме. Она хорошо известна не только на всех пяти континентах, включая Австралию и Новую Зеландию, но и во многих, даже небольших городах нашей страны.
По словам Гедиминаса Леоновича, в феврале–марте–апреле 2012 г. труппа выступит в тридцати городах России. В репертуаре «Имперского Русского балета» 15 спектаклей, в основном, — русская хореографическая классика. Два из них увидели зрители Белгорода.
«Шехеразада» — знаменитый одноактный балет Мих. Фокина (редакция Г. Таранды), с декорациями и костюмами по эскизам Леона Бакста — красочная восточная фантазия по мотивам сказки «О царе Шахриаре и его брате» из «Тысячи и одной ночи». «Шехеразада» — одно из блистательных созданий выдающегося русского балетмейстера, основоположника современной выразительности языка классического танца.
Центральная сцена балета — любовная оргия в гареме султанши Шехеразады (Анна Пашкова), где партию влюблённого в султаншу Раба исполняет Нариман Бекжанов. Этот балет с главной партией Раба был поставлен для любимого танцовщика Сергея Павловича Дягилева Вацлава Нижинского, танцовщика, обладавшего отменной технической оснащённостью и неповторимой одухотворённостью пластики. Исполнение этой роли ведущим солистом труппы «Имперского балета» прекрасно раскрывает изначально заложенное в ней чувственное безумство любовной страсти.
«Шехеразада» — один из тех балетов Михаила Фокина, поставленных для «Русских сезонов» С. Дягилева в Лондоне и Париже, в которых воплотился идеал великого хореографа о танце, составляющем единое целое с музыкой и живописью (декорациями и костюмами). Балет, который через сто лет не утратил своей художественной силы и притягательности, и сегодня продолжает волновать своей беспощадно-неотразимой околдовывающей эротикой.
Совершенно в другом амплуа выступила та же пара (Кармен — Анна Пашкова, Хозе — Нариман Бекжанов) в «Кармен-сюите» (хореография Альберто Алонсо, сценография Борис Мессерер). Как известно, балет был поставлен в Большом театре для Майи Плисецкой в 1967 г. и двадцать лет М. Плисецкая была единственной несравненной исполнительницей главной роли.
В «Кармен-сюите» бушует пламя человеческих страстей. Спектакль изначально задумывался не только как балетное, но и как драматическое представление, где важна осознанность каждым исполнителем характера персонажа.
Кармен Анны Пашковой раскованна до последнего предела, но вместе с тем, острый рисунок её танца — сознательно? — часто напоминает линии и позу известного портрета Иды Рубинштейн работы Вал. Серова.
Очень выразительна драматургия роли влюблённого Хозе. Вначале напоминающий деревянного солдатика, после №7 (Второе интермеццо на музыку Антракта к 3-му действию оперы) Н. Бекжанов преображается в глубоко чувствующего, счастливого (Адажио) и страдающего человека.
Необычайно впечатляет кульминация — «Гадание», с её необъяснимыми, неразрешимыми мистическими переплетениями судьбы, рока, случайностей и заблуждений (здесь великолепна почти нематериальная фигура Рока в исполнении Надежды Илларионовой).
Зал дружно бисировал спектакль, и один из подаренных Гедиминасу Таранде букетов полетел в оркестр в знак благодарности «великолепному» (слова Гедиминаса Леоновича) белгородскому оркестру.
Да, создать настоящий балетный вечер всего за пять репетиций (не считая генеральной) — это всё-таки много значит. И значит, прежде всего, перспективу новых встреч с волшебным миром классического танца.
- Дата публикации
- 04.04.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото А. Черев, Н. Васильева)