Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Вечером одноактных балетов — «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина в исполнении балетной труппы под управлением заслуженного деятеля искусств России Гедиминаса Таранды — 3 апреля на сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии завершился фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи».

Концертный зал филармонии на один вечер превратился в музыкально-театральное помещение, где переполнившая зал празднично-оживлённая публика жадно «впитывала» редкое для Белгорода зрелище классического балета.

Зам. начальника управления культуры Белгородской области Е. Алешников и художественный руководитель Белгородской филармонии И. Трунов закрывают фестиваль

Не скрывая гордости за такой масштабный и резонансный фестиваль высокой музыки, художественный руководитель БГФ заслуженный деятель искусств России Иван Григорьевич Трунов зачитывал публике благодарственные строки прощального письма графа Петра Петровича Шереметева.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Иван Григорьевич также не скрывал радости оттого, что такое рафинированное и, одновременно, понятное искусство как классический балет, соединяясь с «живым» звучанием симфонического оркестра (за дирижёрским пультом на авансцене — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) создаёт, как сейчас принято говорить, «солидарное общество» единомышленников — любителей классического искусства, которое в Белгороде усилиями филармонии возрастает год от года.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Частной балетной компанией «Имперский Русский балет» (основана в 1994 г.) уже почти два десятилетия бессменно руководит её основатель, бывший солист Большого театра Гедиминас Таранда (р.1961), выдающийся хореографический талант которого —превосходная техника, редкостно выразительный мощнейший мужской темперамент — в своё время высоко оценил Рудольф Нуреев.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Идея создания новой балетной труппы родилась во время юбилейных гастролей Майи Плисецкой в Японии, программа которых была подготовлена её партнёрами по Большому театру, в частности, Гедиминасом Тарандой. Название коллектива возникло как знак благодарности русской императорской династии Романовых, которая внесла огромный вклад в развитие русского балета, а также как дань уважения многим ведущим танцовщикам русской балетной школы — «императорам сцены».

Гедиминас Таранда В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Постоянный состав труппы — 40 человек. Контракты с артистами (выпускниками балетных училищ бывшего СССР, а также артистами зарубежных стран) заключаются на срок от 1 до 3 лет. Труппа, в основном, живёт в напряжённом гастрольном режиме. Она хорошо известна не только на всех пяти континентах, включая Австралию и Новую Зеландию, но и во многих, даже небольших городах нашей страны.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

По словам Гедиминаса Леоновича, в феврале–марте–апреле 2012 г. труппа выступит в тридцати городах России. В репертуаре «Имперского Русского балета» 15 спектаклей, в основном, — русская хореографическая классика. Два из них увидели зрители Белгорода.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

«Шехеразада» — знаменитый одноактный балет Мих. Фокина (редакция Г. Таранды), с декорациями и костюмами по эскизам Леона Бакста — красочная восточная фантазия по мотивам сказки «О царе Шахриаре и его брате» из «Тысячи и одной ночи». «Шехеразада» — одно из блистательных созданий выдающегося русского балетмейстера, основоположника современной выразительности языка классического танца.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Центральная сцена балета — любовная оргия в гареме султанши Шехеразады (Анна Пашкова), где партию влюблённого в султаншу Раба исполняет Нариман Бекжанов. Этот балет с главной партией Раба был поставлен для любимого танцовщика Сергея Павловича Дягилева Вацлава Нижинского, танцовщика, обладавшего отменной технической оснащённостью и неповторимой одухотворённостью пластики. Исполнение этой роли ведущим солистом труппы «Имперского балета» прекрасно раскрывает изначально заложенное в ней чувственное безумство любовной страсти.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

«Шехеразада» — один из тех балетов Михаила Фокина, поставленных для «Русских сезонов» С. Дягилева в Лондоне и Париже, в которых воплотился идеал великого хореографа о танце, составляющем единое целое с музыкой и живописью (декорациями и костюмами). Балет, который через сто лет не утратил своей художественной силы и притягательности, и сегодня продолжает волновать своей беспощадно-неотразимой околдовывающей эротикой.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Совершенно в другом амплуа выступила та же пара (Кармен — Анна Пашкова, Хозе — Нариман Бекжанов) в «Кармен-сюите» (хореография Альберто Алонсо, сценография Борис Мессерер). Как известно, балет был поставлен в Большом театре для Майи Плисецкой в 1967 г. и двадцать лет М. Плисецкая была единственной несравненной исполнительницей главной роли.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

В «Кармен-сюите» бушует пламя человеческих страстей. Спектакль изначально задумывался не только как балетное, но и как драматическое представление, где важна осознанность каждым исполнителем характера персонажа.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Кармен Анны Пашковой раскованна до последнего предела, но вместе с тем, острый рисунок её танца — сознательно? — часто напоминает линии и позу известного портрета Иды Рубинштейн работы Вал. Серова.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Очень выразительна драматургия роли влюблённого Хозе. Вначале напоминающий деревянного солдатика, после №7 (Второе интермеццо на музыку Антракта к 3-му действию оперы) Н. Бекжанов преображается в глубоко чувствующего, счастливого (Адажио) и страдающего человека.

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Необычайно впечатляет кульминация — «Гадание», с её необъяснимыми, неразрешимыми мистическими переплетениями судьбы, рока, случайностей и заблуждений (здесь великолепна почти нематериальная фигура Рока в исполнении Надежды Илларионовой).

В Белгороде впервые выступил «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды

Зал дружно бисировал спектакль, и один из подаренных Гедиминасу Таранде букетов полетел в оркестр в знак благодарности «великолепному» (слова Гедиминаса Леоновича) белгородскому оркестру.

Да, создать настоящий балетный вечер всего за пять репетиций (не считая генеральной) — это всё-таки много значит. И значит, прежде всего, перспективу новых встреч с волшебным миром классического танца.

Дата публикации
04.04.2012 г.
Автор

Новости по теме