Культурный лайфхак: события, факты, советы



В Белгороде Шереметевский фестиваль откроет прямой потомок графского рода Шереметевых

24 марта в Белгородской государственной филармонии откроется фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Почетным гостем фестиваля в Белгороде станет прямой потомок графского рода Шереметевых Пётр Петрович Шереметев.

Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», проведение которого стало возможным благодаря недавно учрежденному в Белгороде Фонду развития классического музыкального искусства, даст возможность белгородцам увидеть и услышать крупнейших исполнителей, ведущих представителей русской музыкальной культуры ХХI века, ставших золотым символом России.

Неслучайно в названии фестиваля значится имя Шереметевых, представителей старинного русского боярского, дворянского, графского рода, чья история тесно связана с Белгородчиной.

Пётр Петрович Шереметев откроет в Белгороде фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» (фото РИА Новости)

Род Шереметевых, берущий начало в 14 веке, в истории России 18–20 вв. прославлен именами общественных деятелей, полководцев, учёных, музыкантов, меценатов. Родоначальником графской ветви рода Шереметевых (Шереметевы первые в России получили графский титул) был первый русский фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652–1719), один из наиболее преданных сподвижников Петра I, полководец и дипломат, который много способствовал укреплению рубежей России на юге и северо-западе.Одной из наград царя Петра полководцу Шереметеву были (в числе прочих земель) дарованные ему в 1705 г. земли в верхнем течении реки Ворсклы с селом Борисовка, основанным как воинское поселение в 1695 г. в районе пограничной белгородской засечной черты.

Вскоре Б.П. Шереметев в память о своём чудесном спасении в Полтавской битве в 1709 г. основал в Борисовке женский монастырь, просуществовавший до революции. В 2009 г. к 300-летию Полтавской битвы в Борисовке был открыт памятник-бюст фельдмаршалу Б.П. Шереметеву.

История жизни Б.П. Шереметева, как и истории жизни его прямых потомков — предводителя московского дворянства Петра Борисовича (1813–1788), его сына Николая Петровича (1751–1809) и других членов семьи Шереметевых в 19–20 вв. — это ненаписанные интереснейшие романы об истории России, о её лучших людях, пронесших через века высокие заветы служения Отечеству и передающуюся из поколения в поколение любовь к искусству.

Историю русского искусства 19–20 вв. трудно представить без высокого уровня дворянской усадебной культуры, в которую самые яркие страницы вписаны графским годом Шереметевых. Это подмосковные архитектурные ансамбли Кусково и Останкино с придворными театрами, школой балетных воспитанниц, ремесленной иконописной мастерской в Борисовке, знаменитой хоровой капеллой Шереметевых в Петербурге, которой руководил талантливый певец и хормейстер, сын борисовского старосты Гавриила Ломакин.

После революции глава семьи Пётр Сергеевич Шереметев (1876–1924) был арестован и пропал без вести. Его жена, Елена Богдановна, урождённая Мейендорф, выйдя фиктивно замуж за датского дипломата в 1924 г. вывезла детей во Францию. Её сын Пётр (1908–1972), получив специальность агронома, в 1929 г переехал в Марокко, тогда французскую колонию, где нашли пристанище многие русские дворяне-эмигранты. В семье Шереметевых в Марокко говорили по-русски, соблюдали обряды православной церкви.

Пётр Петрович Шереметев-сын (р.1931) уехал во Францию, получил образование агронома, архитектора и юриста, по семейной традиции увлекается музыкой, хоровым пением. Долгие годы он руководил (был ректором) частной русской консерваторией им.С. Рахманинова.

Первый раз Пётр Петрович Шереметев приехал в Советскую Россию в 1979 г. и с тех пор, по его словам, старается бывать здесь регулярно. Он поддерживает и помогает Шереметевским центрам в России, созданным на бывших землях своей семьи в Иваново, Ярославле, Томске, является председателем Президиума Международного Совета российских соотечественников за рубежом, за свою активную общественную деятельность отмечен рядом наград постсоветской России.

Афиши концертов фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» в Белгороде

Три концерта в афише фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» посвящены жанрам, которым оказано особое предпочтение в истории рода Шереметевых — опере, балету и хоровому пению.

24 марта в Большом зале филармонии будут звучать голоса солистов Большого театра с симфоническим оркестром и оркестром русских народных инструментов филармонии. Впервые в Белгороде выступят народная артистка РФ Ирина Долженко (меццо-сопрано), заслуженные артисты РФ Вадим Тихонов (тенор), Роман Муравицкий (тенор), Михаил Казаков (бас).

Как сказала известная актриса и телеведущая Ангелина Вовк, «благодаря таким прекрасным исполнителям оперное искусство не только живёт, но и развивается, несмотря на всё засилье попсы на телевидении».

29 марта в Большом зале выступит Праздничный патриарший мужской хор Свято-Данилова монастыря (главный регент и художественный руководитель Георгий Сафонов). Этот коллектив, имеющий статус хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является участником всех праздничных и воскресных церковных служб, а также постоянно принимает участие в различных фестивалях духовной и классической музыки. Его первые выступления относятся к 1977 г. и связаны с возрождением монашеской жизни в монастыре.

Хор певчих продолжает традиции монастырского церковного пения, а также, по словам Г. Сафонова, воскрешает стиль пения прославленного эмигрантского хора донских казаков Михаила Жарова, стяжавшего громкую славу в 20–40 гг. прошлого века в странах Европы.

Завершат Шереметевский фестиваль (3 апреля) балетные спектакли «Шехеразада» Римского-Корсакова (в постановке М. Фокина) и «Кармен-сюита» Бизе-Щерина в исполнении всемирно-известной труппы «Имперского Русского балета» Гедиминаса Таранды.

Гедиминас Таранда, в прошлом ведущий солист балета Большого театра, партнёр Майи Плисецкой, название созданной им в 1994 году и являющейся единственной в России частной балетной труппой комментирует так: «Это дань памяти императорской фамилии Романовых, которая внесла огромный вклад в развитие русской культуры, в частности, в создании балетов Большого и Мариинского театров, где родилась и выросла слава русского балета… Это балет в память танцовщиков – «императоров» русской сцены, тех, кто жил на сцене и посвятил всю свою жизнь этой тяжелейшей «порхающей» профессии».

Дата публикации
16.03.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме