Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



Алексей Жабский и его приношение

В Белгородском художественном музее начала работу выставка «Приношение» — символичный дар белгородцам сквозь призму вечности от нашего соотечественника, московского художника Алексея Жабского.

О его таланте всегда знали, но громко заговорили только после первой персональной выставки художника, состоявшейся уже после смерти автора. Пришло его время, и в XXI веке интерес к художественному наследию Жабского возрастает.

Это уже седьмая ретроспективная выставка, где представлено около сотни живописных, акварельных и графических произведений этого особенного художника. А специфичность творческого почерка Жабского неоспорима при первом же взгляде на его работы, которые не смогут не остаться в памяти посетителя выставки.

В Белгороде начала работу ретроспективная выставка художника Алексея Жабского

Лирические архитектурные и ландшафтные пейзажи, портреты современников, в которых чувствуется простое ненадуманное отношение автора к человеку, но, безусловно, лаконичные, в чем-то строго аскетичные, подробно материальные натюрморты производят самое неизгладимое впечатление.

Натюрморт был одним из самых любимых жанров художника, современным языком говоря — его коньком. Его взгляд на предметы совсем не таков, как у его товарищей по кисти. Первая ассоциация — это сравнение с голландским натюрмортом, с классической живописью XVIII–XIX веков, но при внимательном рассмотрении — это, всё же, живопись другая, живопись века ХХ-го.

А. Жабский. Натюрморт Былины  А. Жабский. Натюрморт «Колхозный рынок»

Многие находят объяснение авторскому очень «внимательному отношению» к предмету голодным и нищим детством военного времени, сформировавшимся поэтому пониманием ценности продукта и любого предмета, окружающих нас в быту. В этом много правды.

Но если смотреть проще, в натюрморте Жабского просто много красоты, эстетики, которую видел и ощущал художник, и которую он мог передать, владея ремесленным мастерским навыком многослойной техники масляной и акварельной живописи.

А. Жабский. Натюрморт с бумагой

Ведь с точностью изобразить бархатистость кожицы персика, мятую фактуру тонкой бумаги, дерева, прозрачного стекла, нежность цветочных лепестков и хрупкую жёсткость засыхающих листьев на ветках рябины — это высокое ремесло, понятие о котором нивелировалось в современной оценке достоинств авторской живописи, но было первостепенно в былые «доимпрессионистические эпохи» в искусстве.

Увлекаясь пластикой и материальностью одного предмета, как, например, ветка цветущей вишни, художник уменьшает формат натюрморта настолько, что приближает его почти к миниатюре.

А. Жабский. Осенний букет из яблони

Художник играет фактурами, они его увлекают настолько, что не могла не родиться целая серия натюрмортов-обманок, в которых Алексей Жабский часто обращается через отдельные предметы к творчеству одного из самых известных русских мастеров данного жанра — Фёдору Толстому.

Но как бы натюрморты художника не обращали нас в прошлое изобразительного искусства, он не был человеком, рождённым не в своё время. Жабский не отделял себя от своей Советской эпохи, работал с жанровыми картинами на социальные и исторические темы, и в музеях нашей страны он зачастую предстает живописцем большого формата.

В Белгородском художественном музее открылась выставка «Приношение» Алексея Жабского

Да и сам художник, по всей видимости, себя от народа не отделял. Это подчеркнуто в пространстве самой выставки. Центральное полотно экспозиции — «Колхозный праздник», которое встречает посетителя при входе в зал, и рядом с которым сознательно не расположили ни одну другую работу художника.

В этом полотне — единственный автопортрет художника на выставке. Алексей Жабский изобразил себя окружённым людьми, любопытной детворой. Выделил себя и фигуру своей жены, стоящей чуть в стороне, лишь цветовым изумрудным пятном одежды, подчеркнув тем самым некое только им видимое единство.

А. Жабский. Натюрморт с курицей

Простая провинциальная жизнь, простые провинциальные люди… Но, всё же, есть ощущение идеализации — согласия, гармонии, спокойствия. Это то, что хотел видеть художник в обществе, в котором он хотел видеть себя. Полотно пропитано духом и идеями советской эпохи — уже далёкой, но ещё многим хорошо памятной.

Глядя на идеализированных людей с подтянутыми стройными фигурами в эскизных работах на выставке, становится более понятным и полотно «Разнотравье» в постоянной экспозиции отечественного искусства ХХ века Белгородского художественного музея.

А. Жабский. Углич. Богоявленский собор

Здесь в обстановке идеальной чистоты и порядка коровьей фермы изображены красивая молодая женщина-работница в белоснежной спецодежде, босой мальчик и много зелёной, любовно — по стебельку и цветку — прописанной скошенной свежей травы. Не очень похоже на правду, но это та реальность, к которой тянулась душа художника — к прекрасному будущему, в которое верили, и которого ждали.

В этом и есть суть искусства — обличая, приукрашая или подчёркивая красоту в малом и обыденном, стремить нас, зрителей, к высокому. В этом и есть «приношение» художника зрителю — делать нас, хоть на то мгновение, что мы смотрим на картину, лучше, внимательнее к миру и себе.

Дата публикации
16.03.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме