Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Тимур Халиуллин: Карильон всегда был светским инструментом

С 8 по 11 июня в Белгородской области проходил второй международный фестиваль карильонной музыки «Белгородский звон». Музыкальный праздник, знакомящий публику с удивительным музыкальным инструментом карильоном, охватил Белгород, Губкин, Старый Оскол, Вейделевку и Ровеньки.

Инициатором фестиваля «Белгородский звон» выступил солист Белгородской государственной филармонии, карильонист Тимур Халиуллин. В интервью порталу «Афиша и новости культурного Белгорода» Тимур рассказал о карильоне, фестивале и о зарождающемся карильонном движении в России.

— Расскажите, что это вообще за инструмент такой — карильон?

— Слово «карильон» переводится с французского как «набор колоколов». То есть карильоном можно назвать всё то, что имеет некоторое количество колоколов, клавиатуру и, в отличие, например, от православной звонницы, фиксированный звуковысотный строй. Тембр карильона звонкий и, одновременно, мерцающий, трогающий до самой глубины души.

Самый большой карильон в Европе находится в голландском городе Дордрехт: он имеет 78 колоколов и такую длинную клавиатуру для рук, что на скамейке нужно перекатываться, чтобы достать от верхней до нижней ноты! А нижние колокола настолько тяжёлые, что нужно привстать, чтобы продавить рукоятку.

Вообще в мире карильонов немного — это редкий инструмент. Еще меньше — передвижных карильонов: тех, что перевозят в специальных карильономобилях. В России карильонов всего три. И передвижной карильон находится именно в Белгороде.

— В чем уникальность белгородского карильонного фестиваля?

— Это единственный во всём мире мобильный, то есть передвижной, карильонный фестиваль, где мы можем давать концерты на разных площадках. Ещё одна особенность этого фестиваля связана с универсальностью нашего карильона. Многие из передвижных мировых карильонов стационарно установлены в карильон-мобиле, и из машины никак не извлекаются. А наш отличается тем, что его можно снять с машины, разобрать на части и установить в концертном зале. Поэтому мы можем играть на карильоне в ансамбле с симфоническим оркестром, камерным хором, разными солистами. И, следовательно, мы можем заказывать у композиторов произведения специально для карильона и оркестра.

— Это светские или духовные произведения?

Карильон всегда был светским инструментом. Никакой религиозной подоплёки у него нет. Он звучал исключительно по праздникам: выход царя, коронация, празднование победы. Должность исполнителя на карильоне — городской карильонист. На карильоне всегда играют какую-то знакомую, узнаваемую мелодию и переложения — это основной жанр карильонного исполнительства. Только в эпоху позднего классицизма стали появляться произведения, которые писались специально для карильона.

— Фестиваль «Белгородский звон» — часть вашего большого карильонного проекта под тем же названием. Как он появился?

— Проект родился в 2012 году вместе с появлением в филармонии карильона. Сначала под названием «Белгородский звон» мы делали лишь уличные концерты по воскресеньям. Потом появилась идея создания фестиваля карильонной музыки. Мы её оформили в отдельный проект «Белгородский звон» и отправили на «Гражданскую инициативу», а затем студентка Московской консерватории Анастасия Хлюпина на «Тавриде» выиграла грант, который покрыл расходы на первый международный фестиваль карильонной музыки. Сегодня «Белгородский звон» — это единое общее движение, которое включило в себя и труды Анастасии, и труды Белгородской филармонии, и мои эксперименты в области карильонного исполнительства.

— Можно сказать, что «Белгородский звон» стал визитной карточкой Белгорода, неким лейблом?

— Да, конечно. «Белгородский звон» — это большой культурный пласт, который включает в себя и традиционные карильонные концерты по воскресеньям, и выездные концерты по области. А недавно мы впервые побывали на Урале, за три тысячи километров от Белгорода, в Екатеринбурге на фестивале «Земля — наш общий дом», где тоже услышали о «Белгородском звоне».

Так называется и наш первый диск карильонной музыки. Я уверен, что это первый диск карильона, записанный в студийных условиях, а не где-то на башне, где каркают вороны и завывает ветер. И конечно, самая крупная часть «Белгородского звона» — это фестиваль, который объединяет звонарей не только из России, но теперь уже и из Европы. В этом году у нас были гости из Литвы, Германии и Бельгии. Для Белгорода — это способ показать себя как своеобразную столицу старинного клавишного музыкального исполнительства на сегодняшний день.

— Расскажите подробнее о концерте в рамках фестиваля под названием «Карильон как жанр органной музыки», прошедшем 9 июня. Как карильон стал жанром?

— Есть такой жанр произведений для органа — карильон. И на этом концерте мы представили сочинения, в которых орган, с помощью различных своих средств, подражает колоколам. У меня даже есть нотный сборник: я его купил в прошлый свой визит в Амстердам в музыкальном магазине, который так и называется «Карильоны для органа».

Произведения из этого сборника я и играл на этом концерте. Многие из них хорошо известны. Например, знаменитые «Вестминстерские колокола» Вьерна. Это самая популярная пьеса, изображающая звучание колоколов. Также существует подражающая колокольному звону музыка, которую мы перекладываем для органа, например, знаменитая до-диез минорная прелюдия Рахманинова. Она тоже прозвучала на этом концерте.

— То есть эту пьесу можно назвать карильоном, а не прелюдией?

— Композитор её так не обозначил, но, по сути, это жанр карильона, ведь Рахманинов в этой прелюдии изображает русские колокола. Кроме того, колокольная тема была близка всем русским композиторам. Я выстроил на этом второе отделение концерта, где прозвучали произведения Мусоргского («Богатырские ворота», колоклольный звон из «Бориса Годунова»), Чайковского («На тройке» и т. д.), Свиридова (Романс из «Метели»).

— На этом концерте звучал только орган?

Нет, был разнообразный состав. Людмила Петрова помогала на рояле. Галина Зольникова спела знаменитый романс «В лунном сиянии» под орган. Прозвучала и знаменитая «О, Родина» Свиридова в исполнении Оксаны Никитиной. Кроме того, я пригласил маленький ансамбль ручных колоколов. Это ребята из Воскресной школы при Смоленском Соборе, с которыми занимается Галина Молчанова. И это тоже традиция карильонного исполнительства, о которой мы мало знаем.

— Кстати, карильон иногда называют колокольным органом. Почему?

— Это название возникло лишь потому, что слово орган, в широком смысле, переводится как сложное устройство. Вспоминаем, орган — это устройство, аппарат, прибор. Сердце, печень, почки — это органы, которые служат для чего-то, сложно устроены и являются частью целого. Отсюда и значение музыкального инструмента органа.

В таком значении колокольный орган — это правильно, но название родилось по другой причине. На карильоне тоже играют ногами. И люди считают, раз ногами и руками играют, значит как орган. Хотя принципы звукоизвлечения у них противоположные. Орган — духовой инструмент, карильон — ударный. Поэтому путать не стоит и лучше, по возможности, так его не называть.

— Какое место занимает карильонный фестиваль среди многочисленных фестивалей Белгородской филармонии?

— Я бы карильонный фестиваль назвал особенным, как вишенку на торте. У нас многослойная фестивальная концертная жизнь: сочные, многогранные слои, но вот без этой вишенки не было бы того лоска, который появляется с ней.

Карильонный фестиваль не должен быть частым, слишком популярным, аншлаговым. Он какой-то особенный, экстравагантный, пикантный, я бы сказал, с лимонной кислинкой. Карильон — это инструмент, который при всей своей красоте и сказочности, если его будет много, станет неприятен. Поэтому мы решили проводить фестиваль раз в два года.

— Скажите, как вы определяете места проведения ваших концертов?

— В основном, этим занимается концертный отдел и дирекция филармонии. Мы просто хотим охватить как можно больше точек, чтобы никого не обидеть в Белгородской области. Всем показать карильон, ведь нам есть, чем гордиться.

— Есть ли стремление к расширению географии?

— Да, конечно. Недавно Екатеринбургская детская филармония заказала наш карильон для своего фестиваля, и мы туда съездили. Также наши концерты заказывали Ульяновск, Челябинск. Возможно, что когда-нибудь в Сочи доедем. Мечта — попасть с карильоном в Крым и поиграть там.

— Как люди относятся к карильонным концертам?

— Предпочтения людей меняются постоянно. Карильон хорош, когда не навязчив. Когда он позитивно звучит где-то в хорошую погоду в парковой зоне, где можно присесть на скамейку, послушать и пойти дальше.

Если это карильонный концерт, куда люди специально покупают билеты, то хочется их чем-то удивить. В России особое отношение к карильону, ведь в православной культуре колокола — очень важный элемент музыкального оформления службы и быта. Поэтому карильонные фестивали и концерты пользуются огромной популярностью. Может быть, ещё не такой большой в Белгороде, но уже внушительной, например, в Санкт-Петербурге. Там карильонный фестиваль «Музыка над городом» каждый год неизменно собирает много людей на Соборной площади Петропавловской крепости.

— Как вообще Белгород решился на карильон?

— Так же, как решился и на орган. Наш губернатор Евгений Степанович Савченко очень любит европейскую культуру, много путешествует и решил привнести её частицу в Белгород. Сначала он приобрёл орган в 2011 году, а в 2012 году — и карильон. Кстати, карильоном он впечатлился в Киеве. Там есть мобильный карильон, который губернатор услышал и решил сделать что-то подобное у нас. Но сделал, конечно, богаче, интереснее.

Дата публикации
12.06.2019 г.
Автор
Фото

Новости по теме