Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Белгородский звон» — первый в мире передвижной карильонный фестиваль!

13 июня 2017 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялось Закрытие Первого Международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон». В программе, охватившей музыку самых разных жанров и эпох, приняли участие карильонисты Бельгии и России — Йозеф Хаазен, Олеся Ростовская, Тимур Халиуллин, Елизавета Рулёва, Ирина Козлова, Мария Лебедева, Александра Капинос, симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова и оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры Евгения Алешникова.

В Западной Европе карильон — достаточно распространенный инструмент, который, подобно органу, привязан к конкретной площадке (башне или звоннице). История зарождения карильонного искусства в России начиналась со времен Петра I, в XVIII столетии. В XIX веке карильонное искусство переживало стадию упадка, а в ХХ было возрождено. Фестиваль «Белгородский звон» уникален тем, что это единственный в мире передвижной карильонный фестиваль. Белгородский карильон состоит из 51 колокола, а вес инструмента — около 4 тонн.

Инициатором проведения фестиваля «Белгородский звон» выступил солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин. Проект фестиваля был разработан выпускницей Белгородского музыкального колледжа им. С. А. Дегтярева БГИИК Анастасией Хлюпиной (БГИИК), которая получила грант на Всероссийском молодежном форуме «Таврида» в 2016 г. Кроме того, проект фестиваля и концертов «Белгородский звон» стал лауреатом региональной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Духовное наследие».

И вот с 9 по 13 июня Белогорье было охвачено колокольным звоном! Интенсивный концертный график (по нескольку концертов в день) ждал гостей-участников Первого Международного фестиваля карильонной музыки, который получил название «Белгородский звон».

Исполнители из Санкт-Петербурга, Москвы и Белгорода, а также из бельгийского Мехелена представили карильонное искусство нескольким десяткам тысяч слушателей. Концерты на открытом воздухе состоялись в Белгороде, Губкине, Старом Осколе, Красной Яруге, Прохоровке, Соломино. Каждый концерт — новая программа. Оригинальное визуальное оформление встреч с музыкой обеспечивал театр огненных мистерий «Тени» под руководством Олега Кравцова.

Все участники фестиваля — продолжатели традиций своего учителя Йозефа Виллема Хаазена, почетного гостя филармонии и фестиваля, ведущего карильониста Европы, директора Королевской школы карильона в г. Мехелен в Бельгии, городского карильониста г. Антверпен, почетного сенатора Союза Европы.

Йозеф Хаазен — организатор знаменитого Международного фестиваля карильонистов «На родине малинового звона», профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Именно он был вдохновителем постройки первого в России современного карильона в 2011 году.

Прекрасно владеющий русским языком, обладатель «ароматного», мягкого акцента, Йозеф Хаазен внешне похож на героя русских былин или сказок — эдакий добрый мудрый Берендей из «Снегурочки» Островского» (слова ведущей концерта, заслуженного работника культуры РФ Натальи Гирявенко). Музыкант имеет многочисленные государственные награды, в том числе полученные из рук бельгийского короля Альберта II и президента РФ Владимира Путина.

Перед своим выступлением в завершающем фестиваль концерте мастер Йо — именно так профессора называют карильонисты и почитатели карильонной музыки — поделился этимологическими тонкостями: «Термин „малиновый звон“ существует благодаря многовековой традиции колокольного звона в бельгийском городе Malines — Мехелен».

Концерт закрытия фестиваля в Большом зале Белгородской филармонии прошёл 13 июня и состоял из двух отделений. Семь карильонистов, семь исполнительских стилей и техник, семь почерков колокольного звона. И в каждом — своя особенность.

Первое отделение открыла Прелюдия ре минор Жефа Денейна бельгийского композитора, жившего на рубеже XIX-ХХ вв., который основал бельгийскую Королевскую школу игры на карильоне и которому принадлежит заслуга возрождения карильонного искусства. Карильон Йозефа Хаазена звучал мягко и бережно, но в то же время звонко и мелодично.

В исполнении лауреата всероссийских и международных конкурсов Елизаветы Рулёвой сдержанно и строго прозвучала Пассакалия австрийского композитора XVII века Генриха Бибера. Песню «Не покинь меня» бельгийца Жака Бреля представила выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, магистрантка Санкт-Петербургского государственного университета Ирина Козлова.

Тимур Халиуллин выступил в ансамбле с трубой — инструментом, который лучше других сочетается с карильоном. Знаменитая «Аве Мария» И. С. Баха-Гуно прозвучала в исполнении Андрея Андрейкина и Тимура Халиуллина.

Карильон, как часто на воскресных карильонных концертах подчеркивает Тимур Халиуллин, — это народный инструмент. Украинская народная песня «Реве та стогне Днiпр широкий» по-народному душевно была исполнена Александрой Капинос — директором Фонда «Русский карильон», соорганизатором международного карильонного фестиваля «Музыка над городом» в Санкт-Петербурге.

Карильону подвластна самая разная музыка, в том числе музыка кино. Любимая многими мелодия М. Таривердиева из фильма «Семнадцать мгновений весны» прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов Марии Лебедевой — организатора регулярных концертов и фестивалей органной музыки в костёле св. Станислава в Санкт-Петербурге, автора цикла концертов «Орган — детям». В карильонном переложении эта музыка обретает совершенно новые краски и иные оттенки.

После исполнения Йозефом Хаазеном карильонной пьесы Теодора Фрейлиха «Кому Господь дарует истинную милость» внимание слушателей захватил эксклюзивный инструмент терменвокс. Пожалуй, звучание этого диковинного музыкального инструмента больше всего изумило публику.

В нем скрыта двойная загадка: неповторимое магическое звучание, приближающееся к тембру человеческого голоса, и то, как музыкант извлекает звук — буквально из воздуха, не дотрагиваясь до поверхности самого инструмента. Мистерию «Что услышал Одиссей» для терменвокса и электронной записи в концерте представила автор Олеся Ростовская, а Испанское каприччио для терменвокса и карильона Н. А. Римского-Корсакова прозвучало в исполнении трио — О. Ростовская, Е. Рулёва, И. Козлова.

Второе отделение завершающего фестиваль концерта было отдано премьерам и музыке современных композиторов. Симфонический оркестр впервые исполнил два сочинения, написанных специально для фестиваля «Белгородский звон».

Вначале прозвучал впечатляющий «Па-де-де» для карильона с оркестром в пяти частях Олеси Ростовской — прекрасного московского композитора, карильониста, исполнителя на терменвоксе, органиста, лауреата многочисленных конкурсов, представителя Фонда «Русский карильон». Удивительным образом в сочинении слились современный музыкальный язык и отзвуки классических жанров, красота мелодии и яркость тембровых красок.

Симфоническая картина для карильона и симфонического оркестра «Солнцезвоны» и «Благовест» для оркестра русских народных инструментов (чтец — Александр Воронин) были впервые исполнены в рамках фестиваля «Белгородский звон». Автор этих произведений — белгородский композитор Николай Бирюков.

Эти сочинения по духу — воспевание красоты России, ее величия. Здесь можно услышать и отзвуки древнерусских интонаций, и остросовременные звуковые сочетания. Они пропитаны национальным русским колоритом, напоминающим творчество Мусоргского, Бородина и Стравинского…

Первая часть «Преамбула» из партиты № 2 «Мактуб» Артема Нижника, «Вечерний звон» для оркестра народных инструментов и карильона, «Сила Севера» для карильона с оркестром русских народных инструментов Дмитрия Калинина (солист — Тимур Халиуллин) создали яркое и блестящее завершение концерта и всего фестиваля в целом.

Впереди — Второй «Белгородский звон»! Новые имена, новые премьеры! До встречи на новом празднике карильонной музыки!

Дата публикации
14.06.2017 г.
Автор

Новости по теме