Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Ян Хаге: Я один из немногих органистов Голландии, исполняющих современную музыку

26 апреля в Органном зале Белгородской государственной филармонии в рамках проекта «Органисты Домских соборов» состоялся концерт нидерландского органиста Яна Хаге, в исполнении которого прозвучала музыка композиторов разных столетий.

Полный зал встречал и провожал несмолкаемыми аплодисментами гостя из Нидерландов, впервые выступившего в Белгороде.

Слушатели насладились и музыкой барокко — Фантазией и Фугой соль минор и хоральной фантазией «Хвалите Господа в вышних» И. С. Баха, и классицизма — редко исполняемыми на органе Адажио и Фугой до минор В. А. Моцарта, и романтизма — «Серьёзными вариациями» Ф. Мендельсона-Бартольди в аранжировке датского органиста Р. Смитса, а также музыкой ХХ-ХХI столетий — «Литаниями» Я. Верлмерса и Прелюдией, Сицилианой и Токкатой из сюиты ор. 5 М. Дюрюфле.

А до концерта Ян Хаге поделился с читателями портала «Афиша и новости культурного Белгорода» своими музыкальными взглядами.

— Ян, Вы занимаетесь одновременно исполнением органной музыки, композицией и теоретическими исследованиями. Что Вам импонировало, когда Вы только начинали свою музыкальную карьеру?

— С раннего детства я хотел играть на органе. Будучи уже взрослым мальчиком я избрал органное исполнительство своей профессией. Мои родители, однако, не были от этого в восторге, так как считали, что жизнь музыканта достаточно трудная и финансово необеспеченная. В период школьного и университетского обучения я имел хорошие успехи. В университетские годы особое внимание я уделял теории музыки. Сейчас тоже продолжаю этим заниматься (пишу диссертацию по церковной музыке Нидерландов в ХХ веке), продолжаю свои исследования. Но всё-таки исполнительству уделяю первостепенное значение.

— Вы изучали теорию музыки в Утрехтской консерватории и церковную музыку в Нидерландском институте церковной музыки, сейчас работаете в обеих сферах. Как удается сочетать работу в области церковной и светской музыки?

— Вероятно, для меня здесь нет особого различия, в отличие от, скажем, российских музыкантов. Я играю на службах два раза в неделю (по субботам и воскресеньям), участвую в послеобеденных концертах по субботам вместе с артистам хора и другими музыкантами, мы исполняем камерные и органные произведения. Кроме того, я выступаю как концертирующий органист. Программы самые разные. Но музыка Баха звучит практически всегда как на концертах, так и на службах.

— Вы являетесь победителем нескольких органных конкурсов — в Лейдене, Больсварде, Шаффхаузене, Пуатье. Вы считаете, каждый музыкант должен пройти через конкурсы?

— Если музыкант хочет сделать хорошую карьеру, то, конечно, это очень важно. Выступая на конкурсах, можно стимулировать свои музыкальные способности, показать своё мастерство другим. Конечно, мне не очень нравятся конкурсы, потому что, на мой взгляд, сочетание «соревнования и искусства» несовместимы… Однако, когда ты молод и полон сил, почему нет?

— Вы часто играете с ансамблями старинной и современной музыки. Какую же всё-таки музыку Вам интереснее исполнять — старинную или современную?

— Я один из немногих органистов Голландии, исполняющих современную музыку. Я считаю, что исполнять современные композиторские сочинения очень важно. Мне это нравится. Конечно, это сложно. Сочинения настолько разные, что каждое представляет собой загадку.

— Одно из произведений Вашей концертной программы — современное. Это сочинение, написанное Вашим педагогом Яном Верлмерсом, «Литания». Расскажете о нем?

— Это сочинение, в отличие от массы других современных, достаточно легко воспринимается публикой. Ян Верлмерс — автор нескольких произведений, стиль которых можно охарактеризовать как минималистский. Его «Литания» — это не собственно минималистская музыка. Он пользуется техникой минимализма, но само произведение, его структура ближе к романтизму. Здесь еще большая кульминация, которая подобна грозе, после которой вновь наступает затишье.

— У Вас есть любимый композитор и любимая музыкальная эпоха?

— Мессиан и вся музыка ХХ столетия. Мессиан сделал по-настоящему ценный вклад в области органной музыки. Его сочинения необычные, экзотические. Я лично общался с ним, когда учился в Париже. Это очень эффектный композитор.

— Какую идею Вы преследовали, готовя программу своего концерта в Белгороде?

— Я хотел показать самую разнообразную музыку — сочинения разных стилей. Ведь я люблю и виртуозную музыку, и колористические произведения. Я собрал те произведения, которые мне нравятся, которые я люблю исполнять и которые могут ярко продемонстрировать возможности органиста. Я первый раз в России, поэтому для меня это очень важно.

— Когда Вы чувствуете себя подавленным и грустным, какую музыку Вы слушаете?

— В таких состояниях я не слушаю и не исполняю музыку вообще (улыбается). Но, возможно, это музыка романтическая…Малер, Вагнер, Шуберт…

— Какой у Вас любимый орган? Наверняка, тот, что в Вашем родном городе?

— Да, мне очень нравится наш орган в Утрехте…Я всегда мечтал быть органистом и работать именно там.

Дата публикации
27.04.2016 г.
Автор

Новости по теме