Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Дуэт органа и саксофона

20 января 2015 года Органный зал Белгородской государственной филармонии собрал слушателей на концерт «Орган и джаз», на котором впервые в Белгороде выступили именитые гости с Урала — народный артист РФ Владимир Хомяков (орган, г. Челябинск) и лауреат международных конкурсов Игорь Паращук (саксофон, г. Екатеринбург).

Традиционный указатель содержания программы — «От классики до джаза» — приобрёл в этот вечер абсолютно неповторимые очертания. Как очень как всегда точно заметила ведущая концерта заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, «хозяин» белгородского органа Тимур Халиуллин давно приучил белгородскую публику к сочетанию «орган +».

За три года своего существования в Белгороде орган соединялся с камерным оркестром и хором, певцами и инструменталистами — различными инструментами симфонического, народного, духового оркестров, даже (совсем недавно) с классическим балетом, но с саксофоном и в контексте классического джаза — впервые.

Причём, рождественское джазовое «крещение» единственного в Центральном Черноземье органа произошло почти что в крещенскую ночь и его «крёстными отцами» стали ведущие мастера российского джаза; особенно это относится к Владимиру Хомякову — первопроходцу джазового органа в России.

Владимир Хомяков и Игорь Паращук в мире академической и джазовой музыки имеют давно и прочно устоявшуюся репутацию высоких профессионалов. В их послужном списке (как дуэта, так и каждого отдельного исполнителя) — обширная география выступлений в городах России и за рубежом, выступления с маститыми джазменами и музыкантами-академистами, участие в международных конкурсах и фестивалях, создание и руководство музыкальными конкурсами в Челябинске и Екатеринбурге, большая педагогическая работа.

Сочетание «орган и джаз» теперь становится привычным и в Белгороде, как оно стало привычно на Урале и в Сибири, и как давно уже является совершенно обычным в концертных залах европейских городов, где барочная, романтическая и современная музыка ХХ века часто исполняется дуэтом «орган – саксофон».

Именно таким было первое отделение концерта, которое справедливо было названо премьерным, ибо произведения немецкого романтического композитора Иоганна Габриэля Райнбергера, американца Пола Крестона и канадца Дени Базара прозвучали со сцены Органного зала Белгородской филармонии впервые.

Современные российские органисты всё чаще включают в свой репертуар сочинения Й. Г. Райнбергера (1839–1901), немецкого композитора лихтенштейнского происхождения (в г. Вадуц, столице княжества Лихтенштейн, существует Международное общество Йозефа Габриэля Райнбергера), органиста и педагога.

При жизни Райнбергер был известен, главным образом, как педагог — в числе его учеников композитор Энгельберт Хумпердинк, дирижёр Вильгельм Фуртвенглер. Его многочисленные произведения в разных жанрах, музыка которых не отличалась особой оригинальностью, были забыты вскоре после его смерти.

Современных исполнителей, однако, привлекает мягкость, мелодичность, ясность и спокойная лирическая созерцательность сочинений Райнбергера. Именно так прозвучала открывшая концерт Кантилена Фа-мажор, сменившаяся бурлящим мелодическим потоком Прелюдии из Кантаты № 35 «Душа и дух — в смущении великом» И. С. Баха.

Уже в первых номерах программы музыканты демонстрировали удивительное слияние многокрасочной тембровой палитры «короля инструментов» и изобретения Адольфа Сакса, равно как и полное взаимопонимание и единство их единого дуэтного организма. 3-хчастная Соната Ф. Э. Баха, приближаясь к циклическим и импровизационным формам a la Шуман, покоряла свободой внутренних ощущений и разнообразием звучаний.

Премьерным было и исполнение Рапсодии американского композитора, педагога, органиста и музыкально-общественного деятеля Пола Крестона (1906–1985; настоящая имя и фамилия Пола Крестона — Джозеф Гуттоведжо). Рапсодия — масштабное инструментальное полотно — впечатляло непредсказуемостью медитативных и драматических эмоций.

Первое отделение завершила Соната в 3-х частях (Инвенция – Баркарола – Юмореска) современного канадского композитора, органиста кафедрального собора в Ванкувере Дени Бедара (р. 1950 г.). Три не связанные между собой разнохарактерные пьесы, ясные по форме, мелодичные по языку и с отчётливым посылом в мир романтической образности завершили «классическую» часть программы.

Полноценно-джазовое второе отделение концерта показало не только возможности джазового дуэта «орган – саксофон», но и раскрыло впечатляющее звучание джазового органа.

Перед белгородскими слушателями как будто пролистнулись страницы единственного в России органного джазового фестиваля «Джаз на большом органе», который в Челябинске инициирован и проводится Владимиром Хомяковым, в своё время (2001 г.) занявшем 1-е место на Первом (и, к сожалению, единственном) зарубежном органно-джазовом конкурсе «Джаз и церковный орган» (Германия, Ганновер).

Кстати, на челябинском фестивале Владимира Хомякова очень скоро, в феврале текущего года, будет выступать Тимур Халиуллин, которому все его многочисленные поклонники от души желают большого успеха.

Уникальность прошедшего концерта, несомненно, состояла и в том, что в Белгороде впервые услышали джаз на органе — джазовые импровизации и авторские композиции Владимира Хомякова, классические джазовые стандарты знаменитых негритянских духовных гимнов (спиричуэлс) и мелодий Дюка Эллингтона, джазовую обработку Давидом Тиммом, постоянным участником челябинских фестивалей, знаменитой Токкаты ре-минор И. С. Баха.

И всё это звучало как на органе соло, так и в дуэте с Игорем Паращуком, постоянно менявшим альт-саксофон на саксофон-сопрано. Тем, кто пришёл на этот концерт, несомненно, повезло услышать единственного российского органиста, исполняющего на органе джазовые импровизации и услышать его замечательный дуэт с виртуозным джазовым саксофонистом Игорем Паращуком.

Поистине, органу подвластно всё, и кто знает, какие ещё открытия ожидают белгородских слушателей в сияющем бело-сине-золотом Органном зале филармонии.

Дата публикации
21.01.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме