Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Концертный сезон в Органном зале Белгородской филармонии открыт

14–15 сентября концертами лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина с участием Камерного оркестра «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик начался новый концертный сезон в Органном зале Белгородской государственной филармонии.

Первые органные концерты – с одинаковой программой обоих вечеров – предложили слушателям продуманный музыкальный экскурс в историю органного искусства Германии и Франции 17–20 вв.

Своего рода музыкальной эмблемой органных концертов Т. Халиуллина является открывшая вечер знаменитая Токката и фуга ре минор BWV 565 И. С. Баха (1685–1750), которую молодой органист исполнил с присущей ему энергией и напором, продемонстрировав великолепную мощь белгородского органа. С тем, что последовало за Токкатой, белгородские слушатели знакомились впервые.

Концертный сезон в Органном зале Белгородской филармонии открыт

Прозвучали два т. н. Шюблеровских хорала — BWV 648 «Meine Seele erhebt den Herren» («Моя душа славит Господа») и BWV 646 «Auf meinen lieben Gott» («Да славится Господь»). Шесть Шюблеровских хоралов (это название они получили по имени своего первого издателя, органиста и ученика И. С. Баха Иоганна Георга Шюблера) были сочинены в последний период жизни Баха, между 1747 и 1750 гг. Эти небольшие органные пьесы отличаются менее сложным полифоническим контрапунктом, и изысканностью и разнообразием обрамляющих тему хорала мелодических орнаментов. Сдержанное, молитвенно-благоговейное настроение хорала BWV 648 сменилось простодушной радостью хорала BWV 646.

Концертный сезон в Органном зале Белгородской филармонии открыт

После музыки И. С. Баха прозвучала Прелюдия ми минор (Bux142) Дитриха Букстехуде (1637–1707). Знаменитый предшественник И. С. Баха из северогерманского Любека — тот самый выдающийся органист и импровизатор, ради искусства которого 22-летний Бах проделал пешком путь в сотни километров из Арнштадта в Любек. Органные композиции Букстехуде и сейчас поражают масштабностью, смелостью, богатством фантазии, яркой виртуозностью. По мнению современных исследователей, творчество Букстехуде — не только одно из главных питающих корней органного Баха, но и самостоятельно сияющая вершина мирового органного искусства. Дитрих Букстехуде тяготел к расширенной «большой» форме при одновременном стремлении к контрастам в пределах слитной одночастной композиции.

Тимур Халиуллин открыл концертный сезон в Органном зале Белгородской филармонии

Такова Прелюдия ми минор, состоящая из нескольких разделов, среди которых три фуги. Тема первой фуги по рисунку очень напоминает тему фуги из знаменитой Токкаты и фуги Баха.

Жизнь Ференца Листа (1811–1886), как известно, протекала во Франции и Германии. Будучи с детства человеком глубоко религиозным, великий романтик под влиянием своей второй жены, Каролины Витгенштейн, перешёл в католичество и в 1865 г. был рукоположен в сан аббата. Отсюда — большое количество созданных в последние годы сочинений религиозно-культового характера. Как человек искренне верующий, Лист стремился самым серьёзным образом реформировать католическую музыку. Его духовные сочинения выражают стремление к новому стилю, подчинённому критериям нравственной чистоты и отрешённости от земной суетности.

На сцене – камерный оркестр «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик

Прозвучавший в концерте хорал Листа «Nun danket alle Gott» («Ныне всё благословляет Бога») входит в 12 хоралов для органа, написанных в 1878–1879 гг. Музыка отмечена торжественностью и, одновременно, суровым духом аскезы. В качестве «лирического интермеццо» Тимур Халиуллин предложил с удовольствием принятую слушателями 1-ю часть «Лунной сонаты» Бетховена в переложении К. Крыжановского.

1-е отделение концерта завершилось блестящей Токкатой Ш.-М. Видора, которая почти два года назад звучала на открытии Органного зала в Белгороде в исполнении учителя Тимура, профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого.

Шарль-Мари Видор (1845–1937) — один из самых крупных французских композиторов эпохи позднего романтизма. Хотя он оставил большое наследие в разных жанрах, основу творчества Видора составляют масштабные органные сочинения, которые он непривычно называет «симфониями». 64 года Видор прослужил органистом в одной из главных церквей Парижа — церкви Сен-Сюльпис. Токката Фа-мажор — финал Симфонии №5 для органа — музыка нарядная, сверкающая, виртуозная как нельзя лучше отражает романтическое великолепие белгородского органа.

Во втором отделении было исполнено едва ли не культовое сочинение органной классики ХХ века — Концерт для органа, струнных и литавр 1938 г. Франсиса Пуленка (1899–1963). Музыка концерта, в котором без перерыва сменяют друг друга шесть разнохарактерных частей, поражает мелодическим богатством, глубиной и изяществом.

Покорённая публика потребовала «бис», который и последовал в виде Токкаты из «Готической сюиты» 1895 г. современника Ш.-М. Видора французского позднеромантического композитора Леона Боэльмана (1862–1897).

Дата публикации
15.09.2012 г.
Автор

Новости по теме