Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Концертный сезон в Органном зале Белгородской филармонии открыт
14–15 сентября концертами лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина с участием Камерного оркестра «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик начался новый концертный сезон в Органном зале Белгородской государственной филармонии.
Первые органные концерты – с одинаковой программой обоих вечеров – предложили слушателям продуманный музыкальный экскурс в историю органного искусства Германии и Франции 17–20 вв.
Своего рода музыкальной эмблемой органных концертов Т. Халиуллина является открывшая вечер знаменитая Токката и фуга ре минор BWV 565 И. С. Баха (1685–1750), которую молодой органист исполнил с присущей ему энергией и напором, продемонстрировав великолепную мощь белгородского органа. С тем, что последовало за Токкатой, белгородские слушатели знакомились впервые.
Прозвучали два т. н. Шюблеровских хорала — BWV 648 «Meine Seele erhebt den Herren» («Моя душа славит Господа») и BWV 646 «Auf meinen lieben Gott» («Да славится Господь»). Шесть Шюблеровских хоралов (это название они получили по имени своего первого издателя, органиста и ученика И. С. Баха Иоганна Георга Шюблера) были сочинены в последний период жизни Баха, между 1747 и 1750 гг. Эти небольшие органные пьесы отличаются менее сложным полифоническим контрапунктом, и изысканностью и разнообразием обрамляющих тему хорала мелодических орнаментов. Сдержанное, молитвенно-благоговейное настроение хорала BWV 648 сменилось простодушной радостью хорала BWV 646.
После музыки И. С. Баха прозвучала Прелюдия ми минор (Bux142) Дитриха Букстехуде (1637–1707). Знаменитый предшественник И. С. Баха из северогерманского Любека — тот самый выдающийся органист и импровизатор, ради искусства которого 22-летний Бах проделал пешком путь в сотни километров из Арнштадта в Любек. Органные композиции Букстехуде и сейчас поражают масштабностью, смелостью, богатством фантазии, яркой виртуозностью. По мнению современных исследователей, творчество Букстехуде — не только одно из главных питающих корней органного Баха, но и самостоятельно сияющая вершина мирового органного искусства. Дитрих Букстехуде тяготел к расширенной «большой» форме при одновременном стремлении к контрастам в пределах слитной одночастной композиции.
Такова Прелюдия ми минор, состоящая из нескольких разделов, среди которых три фуги. Тема первой фуги по рисунку очень напоминает тему фуги из знаменитой Токкаты и фуги Баха.
Жизнь Ференца Листа (1811–1886), как известно, протекала во Франции и Германии. Будучи с детства человеком глубоко религиозным, великий романтик под влиянием своей второй жены, Каролины Витгенштейн, перешёл в католичество и в 1865 г. был рукоположен в сан аббата. Отсюда — большое количество созданных в последние годы сочинений религиозно-культового характера. Как человек искренне верующий, Лист стремился самым серьёзным образом реформировать католическую музыку. Его духовные сочинения выражают стремление к новому стилю, подчинённому критериям нравственной чистоты и отрешённости от земной суетности.
Прозвучавший в концерте хорал Листа «Nun danket alle Gott» («Ныне всё благословляет Бога») входит в 12 хоралов для органа, написанных в 1878–1879 гг. Музыка отмечена торжественностью и, одновременно, суровым духом аскезы. В качестве «лирического интермеццо» Тимур Халиуллин предложил с удовольствием принятую слушателями 1-ю часть «Лунной сонаты» Бетховена в переложении К. Крыжановского.
1-е отделение концерта завершилось блестящей Токкатой Ш.-М. Видора, которая почти два года назад звучала на открытии Органного зала в Белгороде в исполнении учителя Тимура, профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого.
Шарль-Мари Видор (1845–1937) — один из самых крупных французских композиторов эпохи позднего романтизма. Хотя он оставил большое наследие в разных жанрах, основу творчества Видора составляют масштабные органные сочинения, которые он непривычно называет «симфониями». 64 года Видор прослужил органистом в одной из главных церквей Парижа — церкви Сен-Сюльпис. Токката Фа-мажор — финал Симфонии №5 для органа — музыка нарядная, сверкающая, виртуозная как нельзя лучше отражает романтическое великолепие белгородского органа.
Во втором отделении было исполнено едва ли не культовое сочинение органной классики ХХ века — Концерт для органа, струнных и литавр 1938 г. Франсиса Пуленка (1899–1963). Музыка концерта, в котором без перерыва сменяют друг друга шесть разнохарактерных частей, поражает мелодическим богатством, глубиной и изяществом.
Покорённая публика потребовала «бис», который и последовал в виде Токкаты из «Готической сюиты» 1895 г. современника Ш.-М. Видора французского позднеромантического композитора Леона Боэльмана (1862–1897).
- Дата публикации
- 15.09.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Н. Синянская (фото автора)