Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Иван Васильевич в Белгороде

4 ноября в кинотеатрах центра кино «Победа» Белгорода состоялась премьера фильма «Царь». Новый фильм режиссера Павла Лунгина снят в лучших традициях отечественного кино – никакой «клиповости», жесткого монтажа, ядовитых красок. Исторический реализм, помноженный на незаурядные актерские таланты.

В первую очередь, исполнителей главных ролей – царя-тирана Ивана Грозного (Петр Мамонов) и его духовного оппонента митрополита Филиппа (Олег Янковский). Их внутренним противостоянием на протяжении фильма и поддерживается не слишком замысловатый сюжет.

Первая половина фильма смотрится тяжеловато. Нам все вроде как уже рассказал учебник истории: был такой жестокий царь, везде ему чудилась измена, и потому он залил страну кровью, уничтожил всех, кто был к нему близок, создал в государстве атмосферу страха и доносительства.

Удивительный Петр Мамонов

Те, кто как Митрополит Филипп, пытались вразумить его, вскоре погибали... Сюжет для России не новый, да и методика манипулирования обществом тоже, – мы знаем, что у Ивана Грозного нашлись последователи и в 20 веке...

Но берут в плен удивительный Петр Мамонов, непредсказуемый в переживаниях и метаниях грешной души его героя, и Олег Янковский с тонким, просветленным лицом, окрашенным вечным страданием об «истекающей кровью пастве».

Фильм жесткий, даже жестокий – пытки на дыбах, клеймение «изменников», сжигание и колесование неугодных царю тяжело видеть. Немыслимая жестокость слилась в герое Мамонова с такой же неистовой религиозностью и уверенностью, что все им содеянное уже оправдано Высшим Судом как политическая необходимость.

Царский дурак убедительно сыгран Иваном Охлобыстиным

Царский дурак (была такая «штатная» должность), убедительно сыгранный Иваном Охлобыстиным, играет для Грозного роль искусителя, а вернее – озвучивателя его гордых тайных мечтаний «спасти» народ Руси, присвоив себе роль единственного судии и палача.

Развивается опасная мечта в самую настоящую одержимость: набожный человек, наизусть знающий Евангелие, становится Иудой для того, кого единственно любит – для друга детства митрополита Филиппа.

Не случайно в качестве тайного знака палачу Скуратову он выбирает «иудин поцелуй» в щеку митрополита. Кстати, замечательно сыгран Юрием Кузнецовым Малюта Скуратов, кругленький, веселенький, нежно любящий своего сынишку и тетешкающий его не просохшими от крови страдальцев руками (сочная деталь предшествует этому эпизоду: как нетерпеливо шевелятся его пальцы, которым временно пришлось прервать любимое занятие – резать языки, рвать жилы, ломать кости).

«Служба», – вроде как извиняясь, говорит он митрополиту, которого пришел задушить по приказу царя. «Оба мы служим», – отвечает мученик-митрополит.

Митрополит Филипп (Олег Янковский)

Пожалуй, это основная идея фильма: человеку никак невозможно избежать в жизни выбора, кому служить – Богу или Сатане. Ты только можешь думать, что служишь царю, или Отечеству, или близким, или собственной утробе...

Но за всем этим открываются мистические цели, высшие – или низшие. О власти, обожествившей саму себя, и о страшном одиночестве гордого человека, фильм Лунгина.

«Где народ? Где мой народ?» – потерянно повторяет в финале Иван Грозный. Народ не пришел разделить с царем его злое веселье – есть пироги и смотреть на пытаемых и казнимых. Вряд ли это реальность – скорее внутреннее субъективное ощущение жуткого холода, одиночества и пустоты в душе человека, одержимого злом.

Дата публикации
04.11.2009 г.
Автор

Новости по теме