• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Златая нить истории»

8 июня в Белгородском художественном музее открылась выставка «Златошвейное искусство России». Это первый опыт сотрудничества с Российским этнографическим музеем — одним из крупнейших этнографических музеев Европы, расположенном в Санкт-Петербурге.

Предметы из коллекции Российского этнографического музея — это настоящие сокровища, проводники и путеводители в мир удивительно красивых вещей, в историю развития древнейшего вида рукоделия, широко распространенного у народов России и мира.

Выставка позволяет проследить историю развития златошвейного искусства на территории бывшей Российской империи и Средней Азии через предметы культа, быта, повседневного и праздничного одеяний.

Самые ранние экспонаты датируются XVIII веком — точкой отчета распространения технологии золотного шитья из религиозной сферы в повседневную жизнь. Конечно, подобные предметы являлись роскошью, фамильной драгоценностью, хранящейся за семью печатями и вынимающейся из сундуков только по особым случаям.

Сейчас названия многих предметов не вызывают никаких ассоциаций у современного человека — «четверть», «накосник», «подзатыльник», «наголовник». Все эти слова обозначают части традиционного головного убора. Многочисленные фотографии и текстовые вставки помогают разобраться с особенностями технологий на конкретных примерах и увидеть, как использовались эти предметы.

Золотное шитье было издавна известно в мире. Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей. Золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности — в вышивке и шитье золотной нитью.

Свои истоки златошвейное искусство России ведет от Византии — центра православия и хранилища античных традиций, с его богатым убранством храмов, красивыми традициями и обрядами, великолепными одеяниями священнослужителей.

Златошвейное искусство можно сравнить с живописью: в зависимости от технологии, выбранной основы (шелк, лен, бархат), силы и длины стежка, а также фантазии и этнической принадлежности мастерицы — конечный узор может быть абсолютно разным.

Осмотр экспозиции лучше начать со знакомства с технологиями и орудиями труда, используемыми в золотном шитье. На выставке в художественном музее представлены образцы различных техник вышивки: вышивка в «прикреп», когда нить не протягивали сквозь всю ткань, а лишь крепили в лицевой стороне.

Существовала и фиксация на поверхности ткани золотых проволочек — вышивка изделия «волоченой» нитью. Иногда эту нить обвивали по всей длине шелковыми или льняными нитями, тогда получалась вышивка «золотной» нитью. Все примеры вышивок посетитель может увидеть в экспозиции.

Одежду всегда старались украсить. Не зря существует поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму». Так, повседневная и праздничная одежда рассматривалась как способ презентации себя миру. Во многих культурах благосостоятельность мужчины оценивали по богатству убранства жены.

В экспозиции выставки «Златошвейное искусство России» головные уборы разных народностей мирно соседствуют друг с другом, не споря, а только дополняя и усиливая красоту друг друга. Народы по-разному ощущали себя в мире, но одинаково стремились к красоте, которая таится в тонком узорочье, великолепии природного орнамента, в золотых переливах.

Предметы обихода и одежды также могут стать «словарем-переводчиком», позволяющим узнать, какие народы взаимодействовали, а какие — жестко придерживались своих канонов, всячески оберегая традиции.

На выставке посетители смогут познакомиться с предметами, используемыми в различных обрядах и религиозных таинствах. Найти покровцы и детали облачения православного священника — поручи, пояс; чехол на свиток Торы — «тора мантл»; предметы мусульманской религии — «намазлык» (молитвенный коврик) и футляр для Корана.

Златошвейный промысел был развит и в Средней Азии, откуда распространился в Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и другие государства. Интересно, что там золотным шитьем занимались исключительно мужчины.

Искусство золотного шитья до сих пор остается актуальным. Один из самых известных златошвейных центров в России — Торжок — до сих пор сохраняет традиции старых мастеров, изготавливает изящнейшие предметы быта и костюма, гибко подстраивается под современные реалии. Например, в экспозиции выставки можно найти магниты для холодильника и чехол для мобильного телефона, изготовленными торжокскими мастерами.

Златошвейное искусство не просто искусное шитье, промысел, технология, это сложный мир закодированных символов, сокрытых посланий, открывающихся только «своим» сведущим и знающим людям. Орнамент раскрывает свой неочевидный смысл, если знать, как правильно его «прочитать». Символы-изображения могут многое рассказать о своем обладателе — его происхождение, этническую принадлежность, пол, возраст, уровень благосостояния.

Если вы хотите увидеть дары, преподнесённые Александру III эмиром Бухары, и узнать, что такое «чепрак», «кисе», «сузандон», «повойник», спешите посетить выставку «Златошвейное искусство России», которая будет работать в художественном музее до 12 августа.


Дата публикации: 09.06.2018