Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Николай Бирюков: Пока будет биться моё сердце, я буду петь и писать о России

31 октября в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии состоялся творческий вечер «О, Русь, далекая и близкая» композитора, певца, педагога, Николая Георгиевича Бирюкова.

В программе вечера, приуроченного к 55-летнему юбилею Николая Бирюкова, звучала авторская (и не только) музыка композитора в исполнении самого музыканта и его коллег — коллективов и солистов филармонии. Программу вечера представила лектор-музыковед, член Союза композиторов РФ Елена Латыш-Бирюкова.

Лауреат музыкальной премии «Прохоровское поле», лауреат международного фестиваля-конкурса «Красная гвоздика», дипломант первого Всероссийского конкурса вокалистов им. Г. Свиридова, член Союза композиторов РФ, солист филармонииНиколай Георгиевич Бирюков — это личность, которую трудно оставить без внимания.

Композитор, который вопреки тенденциям нового времени, проявляющимся в привлечении западных культурных особенностей в жизнь нашей страны, уходит вглубь веков, ориентируясь на русские традиции и развивая их. Ведь культура — это, прежде всего, обращение к истокам, почитание их и уважение.

В этот день, по словам ведущей — преданной супруги и творческого соратника композитора Елены Латыш-Бирюковой, Николаю Георгиевичу сыпались многочисленные поздравления от известных деятелей культуры, руководителей госучреждений, друзей и коллег.

Преамбулой торжественному концерту стали приветственные слова юбиляру. Слова признательности и благодарности композитору выразили заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора и художественный руководитель филармонии Евгений Алексеевич Алешников, заслуженный деятель искусств РФ, председатель белгородского отделения Всероссийского хорового общества, лауреат Международной премии «Виват, маэстро» Иван Григорьевич Трунов и заместитель председателя Общественной палаты Белгородской области, кандидат исторических наук, доктор философии Всемирного информационного распределительного университета в Бельгии Виктор Васильевич Овчинников.

К ним присоединились коллеги-композиторы из Белгородского регионального отделения Союза композиторов России Александр Тихонович Бердышев и Юрий Леонидович Мишин.

Николай Бирюков — человек уникальный. Не каждый музыкант наделен сразу двумя необыкновенными дарованиями в области академического искусства — петь и писать музыку. (Возможно, созвучным здесь оказался и талант его супруги, которая одновременно сочиняет музыку и выступает в качестве музыковеда, ведущей концертных программ.)

Творческий опыт Николая Георгиевича стал накапливаться еще в студенческие годы во время обучения в Харьковской консерватории и Российской Академии музыки им. Гнесиных в Москве (как певец и композитор). В Белгородской филармонии, в которой семья Бирюковых плодотворно работает с 1999 года, раскрылся авторский и исполнительский потенциал музыканта. О нем стали говорить за пределами области.

Юбилейный вечер был насыщен по музыкальному наполнению. Два отделения, симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов, солисты и камерный хор, душевные поздравления, поток цветов и подарков…

Открыли музыкальный праздник фрагменты симфонии-кантаты «Будем как солнце» Николая Бирюкова на стихи Константина Бальмонта, созданной в оригинале для сопрано, тенора и симфонического оркестра. Две части симфонии-кантаты — «Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце» и «Завет бытия» — прозвучали в исполнении автора и симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова. Выразительная, проникновенная партия голоса, которой предшествовал трубный глас, перемежалась тонкими соло флейты и гобоя, переливами арфы.

«С любовью к России, её святыни, её великому прошлому, к легендарной истории Белгородского края» — девиз не только праздничного вечера, но и всего творчества Николая Бирюкова, проникнутого добром, радостью и душевностью.

Композитор не мог остаться равнодушным к образу солнца как источнику света и жизни на земле, который проходит через всё творчество поэта Константина Бальмонта. В начале ХХ века на Белгородчине в селе Сабынино, родовом имении князей Волконских, Бальмонтом был написан цикл стихов «Будем как солнце».

Эти строки по-особенному отозвались в душе Николая Бирюкова, выросшего на таежных просторах Сибири и впитавшего гармоничное мироощущение, любовь к природе. Симфоническая картина «Солнцезвоны» для карильона и симфонического оркестра отражает это солнечное мироощущение композитора.

Она прозвучала как своеобразное инструментальное продолжение заданной в первом сочинении темы солнца, любви к природе и жизни. Премьера сочинения состоялась полгода назад на Первом Международном фестивале карильонной музыки «Белгородский звон». Общий смысл опуса таков: «символическое восхождение солнца древней ведической Руси к лучезарному солнцу православия» (Е.Латыш-Бирюкова). Как и в день премьеры, партию карильона под звуки симфонического оркестра исполнил лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.

Камерно-вокальные, хоровые, кантатно-ораториальные жанры и опера — излюбленная сфера музыкальной деятельности Николая Бирюкова. Мечтой всей его жизни было создать оперу. Ею стала первая в Белгороде героико-историческая опера «Белгородский полк».

Автор идеи и либретто – известный историк, профессор, академик Виктор Овчинников, поэтическая обработка сцен создана Николаем Грищенко. Сочинение было впервые исполнено на Седьмом Международном фестивале славянской культуры «Хотмыжская осень», после которого премьерные постановки прошли в десяти районах и городах Белгородской области; концертное исполнение и отдельные фрагменты прозвучали в Московском доме композиторов, на фестивале «Шереметевские музыкальные ассамблеи». 

В программе концерта были исполнены отдельные сцены оперы «Белгородский полк» – Сцена набожной Марии и белгородских женщин «Уж четыре лета жд`м из похода» для меццо-сопрано, женской группы смешанного хора и симфонического оркестра. Хоровое звучание (камерный хор под управлением Елены Алексеевой) в сочетании с оркестровыми голосами и партией солиста (заслуженная артистка РФ Нина Стрижова) производили впечатление элегической звуковой картины, проникнутой лиризмом и неравнодушием.

Особенной красотой отличается музыка следующей сцены, в которой настроение ожидания Белгородского полка передаётся главной героине оперы — простой девушке Любушке Оладиной. Она с нетерпением ждёт своего любимого — рекрута Григория Прозоровского. Русская Джульетта поёт о своей любви.

Прозвучал речитатив и песня Любушки Оладиной «Не поют соловушки у Донца» для сопрано и симфонического оркестра. Заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова исполнила солирующую партию чувственно, с глубоким вживанием в образ.

Ещё одна сцена из оперы «Белгородский полк» продемонстрировала образ умудренного опытом полководца, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, который размышляет о предстоящей баталии Петра, о судьбе Белгородского полка и о своей военной доле. Речитатив и ария фельдмаршала Бориса Шереметева «Сомненьями томим» (для баритона и смешанного хора), проникновенно исполненная заслуженным артистом РФ Владимиром Бойко, стала динамической кульминацией первого отделения.

Первые такты речитатива невольно напоминают о знаменитой арии князя Игоря из оперы Бородина, в которой душа героя также измучена. Но это иная музыка, в которой чувствуется творческий почерк Николая Бирюкова, неповторимый, насыщенный лирическим мелодизмом и экспрессией.

С чувством большой благодарности Николай Бирюков вспоминает своих педагогов по композиции, среди которых Ефим Викторович Валерштейн, Игорь Константинович Ковач и Николай Иванович Пейко. Столетний юбилей последнего в прошлом году отмечала музыкальная общественность столицы.

Как память о педагоге Николая и Елены Бирюковых, который говорил, что в их музыке звучит струна русской души, во втором отделении концерта оркестр русских народных инструментов под управлением Евгения Алешникова исполнил Концерт-поэму для балалайки, кларнета и оркестра Н. Пейко. Солист ОРНИ, лауреат международного конкурса Юрий Фукалов и солист симфонического оркестра, лауреат всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах Александр Баневич представили тонкий инструментальный диалог в сопровождении оркестра.

Концертная фантазия Николая Бирюкова «Скоморошина» получила особый отклик публики. Это произведение в своё время завоевало первое место на Всероссийском конкурсе к столетию Тихона Хренникова и вошло в репертуар многих оркестров России.

Его появление стало возможным благодаря человеческой и творческой дружбе двух музыкантов — Николая Бирюкова и Евгения Алешникова. Их сотрудничество сплотили неистовая любовь к русскому искусству, национальной культуре русского народа и преданность своему делу. Именно Евгений Алексеевич инициировал создание многих композиторских опусов Николая Георгиевича.

Музыка для детей — особая сфера работы Николая Бирюкова. Несколько мюзиклов написано композитором для детского театра БГЦНТ «Звуки музыки». Одним из сочинений последних лет этого направления стала сюита «Сказ о Белогорочке» (для чтеца, малой домры, балалайки и ОРНИ), созданная в 2014 году по прочтению сказа известного белгородского писателя Николая Колесника.

Первым исполнителем произведения стал оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии под управлением Евгения Алешникова. В представленных музыкальных фрагментах — «Белогор и Везелица», «Белогорочка», «Удалец-молодец», «Дубыканово царство», тема земли белгородской, «Белогоров двор» — были представлены образы древней Руси, родной Белгородчины, народные обряды, хороводы, игрища, борьба со злыми силами. Солисты — лауреаты международных конкурсов Вера Токаева (малая домра) и Юрий Фукалов (балалайка).

Интерес к созданию произведений патриотической направленности на основе исторических фактов и подвигов страны проходит через всё творчество Николая Бирюкова. Новым сочинением последних лет является музыкально-драматическая трилогия «Меч Белогора» по прочтению научно-фантастического романа известного белгородского писателя Юрия Хабибуллина для чтеца и оркестра русских народных инструментов. В программе концерта были исполнены инструментальные фрагменты второй части трилогии («Легенда о Белогоре», «На родимой, на сторонушке», «Сеча»).

Вокальный номер «Слово романса» Николая Бирюкова на стихи Николая Молчана в исполнении автора стал трогательным моментом вечера.

В завершение программы прозвучали две части поэтории «Сказание о святом Белогорье» — «Благовест» (солист — Тимур Халиуллин, карильон) и «Белый город» (солист — Евгений Григорьев, бас, камерный хор, чтец Александр Воронин).

«Пока будет биться моё сердце, я буду петь и писать о России» — сказал Николай Бирюков после исполнения этого произведения. Глубокая приверженность музыке, любовь к Отечеству позволяют говорить о том, что Николай Георгиевич Бирюков — истинно русский композитор, русский душой и творчеством.

Юбилейный вечер состоялся. Это был настоящий праздник музыки, который не закончится, а будет жить, пока будет творить автор. Браво!

Дата публикации
01.11.2017 г.
Автор