Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Опера о Белгороде и белгородцах

Белгородская государственная филармония имеет немалый опыт сценических оперных постановок. Опера «Белгородский полк» (музыка написана Николаем Бирюковым и Еленой Латыш-Бирюковой, либретто Виктора Овчинникова), 1 действие которой впервые прозвучит полностью в Большом зале филармонии 17 сентября, в этом ряду особая, ибо это целиком белгородское творение.

Опера «Белгородский полк» исполняется силами артистов Белгородской филармонии, принадлежит перу белгородских авторов и воскрешает одну из славных страниц военной истории Белгородчины – участие Белгородского полка и фельдмаршала Петра I Бориса Петровича Шереметева в решающем сражении Северной войны – Полтавской битве 27 июня 1709 г.

Опера «Белгородский полк» будет показана в Белгороде 17 сентября

Для филармонии уже становится традицией предлагать белгородцам и гостям города в сентябре своего рода «музыкальный пролог» предстоящего концертного сезона. В этом сентябре – опера «Белгородский полк». Премьера оперы тесно связана с главным религиозно-общественным событием 2011 г. – празднованием 100-летия канонизации покровителя Святого Белогорья Иоасафа Белгородского.

Два увечных воина-инвалида – персонажи оперы «Белгородский полк»  Особняком стоит образ монахини Марии (лауреат международного конкурса Наталья Воскресенская, сопрано)

На торжества по случаю памятной даты в Белгород прибыли высшие сановники Русской православной церкви со главе во главе с Патриархом всея Руси митрополитом Кириллом. Посещение оперы супругов Бирюковых не вошло в программу юбилейных мероприятий, но сочинение, проникнутое глубокой религиозно-нравственной идеей соборности, единения народных сил перед лицом внешней опасности в этом смысле примыкает к праздничным мероприятиям.

В центре фото: Митрополит Иустин (народный артист РФ Евгений Григорьев, бас)

Николай Бирюков определил своё создание (продолжительностью 1 час 15 мин.) как героико-историческую драму. Любителям музыки хорошо известно, что русские исторические оперы вынашивались и создавались даже не годами – десятилетиями. Первые фрагменты оперы «Белгородский полк» в исполнении солистов филармонии под рояль (концертмейстер – заслуженная артистка РФ Людмила Петрова) прозвучали в Белгороде в июле 2009 г. на конференции, посвящённой 300-летию Полтавской битвы и были удостоены благожелательного отзыва и благословения епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

Молодой солдат Григорий (дипломант Всероссийского конкурса Николай Бирюков, тенор) и его невеста Любушка (заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова)

В сентябре того же года они прозвучали (с оркестровой записью) на фестивале «Хотмыжская осень», а в декабре 2010 г. два фрагмента были включены в программу выступления симфонического оркестра Белгородской филармонии в Москве на юбилее Союза композиторов РФ. 17 сентября все желающие могут оценить новую работу Белгородской филармонии.

Танцевальные сцены в исполнении шоу-балета «Мираж» поставлены Виктором Николаевичем Карпенко

Сюжетная канва и основные действующие лица – исторически реальны; тексты арий, хоров, диалоги и вымышленные персонажи из народа созданы Виктором Овчинниковым, членом Белгородской организации журналистов, историком-краеведом и крупным общественным деятелем.

Митрополит Иустин (народный артист РФ Евгений Григорьев, бас), фельдмаршал Шереметев (заслуженный артист РФ Владимир Бойко, бас-баритон)

Из трёх сцен, составляющих действие, первая и третья происходят на фоне белгородского Успенско-Николаевского собора (художник-декоратор – Марина Шепорнёва), где женщины и дети ожидают возвращения из похода своих мужей, отцов и братьев. Но радость встречи (вторая сцена) недолговременна.

Митрополит Иустин (народный артист РФ Евгений Григорьев, бас-баритон), фельдмаршал Шереметев (заслуженный артист РФ Владимир Бойко, баритон) и бригадир Савва Айгустов (молодой солист филармонии Андрей Капралов, бас) объявляют о начале нового похода против шведов.

Старый солдат (эта партия была специально написана для Сергея Захарова, бас) Бригадир Савва Айгустов (молодой солист филармонии Андрей Капралов, бас)

Весь народ охвачен патриотическим воодушевлением (ария Шереметева «... и воссияет град, и Русь своё величье обретёт, и Белгородский полк приказа ждёт»).

Николай Бирюков не скрывает, что образцом при сочинении музыки послужили исторические драмы Мусоргского, и что их опера изначально – и по замыслу, и по воплощению – вторична. Это отнюдь не упрёк, а констатация того факта, что пушкинская «смелость изобретения – удел гениев» такая же редкость в 21 веке, как и прежде.

Сцена из оперы «Белгородский полк»

Однако, никакая высота и благородство основной идеи не могут заслонить драматургические слабости либретто и, следовательно, музыки. Драматургия, которая строится на конфликте интересов, в опере белгородских авторов отсутствует, и в результате сценическое действие превращено в последовательность разнохарактерных, но увы! – одноплановых сцен (сольных, хоровых, танцевальных), которые легко можно трансформировать в концертные номера, но которые, тем не менее, по ходу действия имеют кульминационные вершины в плоскости одной-единственной героико-патриотической линии.

Противопоставленная ей любовная линия – молодой солдат Григорий (дипломант Всероссийского конкурса Николай Бирюков, тенор) и его невеста Любушка (заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова, сопрано) – воспринимаются как формальная антитеза и нового сценического интереса не добавляют.

Танцевальные сцены в исполнении шоу-балета «Мираж» поставлены Виктором Николаевичем Карпенко

Особняком стоит образ монахини Марии (лауреат международного конкурса Наталья Воскресенская, сопрано) – воплощение молитвенной жертвенности. Певица очень хороша в своём костюме (костюмы шились специально в мастерской МКЦ БелГУ) и замечательна своим сильным оперным голосом как в сольных, так и в массовых сценах.

Очень хорош хор (руководитель Елена Алексеева). Он разделён на крестьянок, словно сошедших с картин Венецианова, и солдат, отчасти выписанных пофигурно. Здесь и группа в мундирах (батальон), и два увечных воина-инвалида, и Старый солдат (эта партия была специально написана для Сергея Захарова, тенор).

Хор крестьянок (опера «Белгородский полк»)

Хоровые и танцевальные сцены образуют «народный фон» и тщательно мизансценированы Иваном Григорьевичем Труновым – художественным руководителем постановки оперы. Танцевальные сцены в исполнении танцевального ансамбля «Мираж» поставлены Виктором Николаевичем Карпенко.

Помимо красивых костюмов, эмоциональной насыщенности музыки и особой оперной полноты звучания голосов, детальная разработанность массовых мизансцен – основной способ сохранить зрительский интерес к происходящему на сцене в течение более часа.

Возможно, то, что увидят белгородцы 17 сентября – не окончательный вариант. Уже проделана огромная работа и в ней достаточно много плюсов, самый главный – пробуждение интереса к истории своей земли, её корням и, следовательно, самим себе. Если это сочинение может послужить целям самоидентификации взрослых людей, то ещё более важно это для идущих им на смену поколениям. Время покажет, будет ли это происходить…

Дата публикации
16.09.2011 г.
Автор