Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Московский детский писатель Алексей Олейников встретился с книгочеями Белогорья

Гостем праздника открытия традиционного областного фестиваля летнего чтения «Книжная радуга», который проходил на Белгородчине 1 и 2 июня, стал молодой талантливый прозаик, фантаст и поэт из Москвы Алексей Олейников, автор известной серии детских книг о Дженни Далфин.

Фантазировать и выдумывать — для детей жизненная необходимость и условие для гармоничного развития, наверное, поэтому юные читатели так любят фантастику и фэнтези. И предоставленную организаторами фестиваля «Книжная радуга» возможность встретиться с автором популярных книг, пишущем в этом жанре, посетители детских библиотек в Белгороде, Строителе, Борисовке и Грайвороне, конечно же, не упустили.

Залы, где проходили литературные встречи с московским писателем, были переполнены, общение проходило очень оживлённо. Вопросы, словно мячик в пинг-понге, летали от ребят к почётному гостю и обратно. Детвору интересовало, как в жизни Алексея Олейника появилась детская литература, много ли в придуманном автором мире реальности, есть ли среди персонажей его книг герои, списанные с него самого, в какое время суток писателю лучше работается и часто ли, например, его посещает Муза.

Не оставляя ни одного вопроса без ответа, Алексей на каждой из прошедших творческих встреч не упускал возможности и самому лучше узнать свою потенциальную аудиторию — «вбрасывал» в зал заставляющие размышлять вопросы и с интересом выслушивал мнение ребят. Школьный учитель и детский писатель, Олейников с юными любителями чтения разговор умело вёл на одном языке и на одной волне, поэтому собеседники явно остались довольны друг другом.

Так что теперь в Белгороде число фанатов, с нетерпением ожидающих выхода в свет восьмой книги из подростковой серии «Дженни Далфин и Скрытые земли», наверняка, заметно увеличится. Да и ребята помладше, познакомившись на открытии «Книжной радуги» с таким интересным человеком как Алексей Олейников, обязательно будут брать в любимой библиотеке его книжки, чтобы узнать, каким же оно было, Велькино детство, и что за истории приключились с рыцарем Эльтартом в Синем лесу.

Творческая встреча читателя с писателем сама по себе вещь важная, интересная, дающая обеим сторонам новые импульсы. Особенно здорово, когда такое литературное общение проходит в стенах библиотеки, учреждения, одним из главных назначений которого как раз и является быть культурным центром, пространством, в котором органичен диалог пишущих и читающих людей разного возраста.

— На западе, на чей опыт мы все так любим ссылаться, творческая жизнь писателя делится на две приблизительно равные части: на процесс написания книг и на встречи с читателями, — рассказал Алексей Олейников в коротком интервью нашему порталу во время своего двухдневного творческого десанта на Белгородчину. — А у их библиотек в бюджете предусмотрена особая статья расходов на организацию встреч литераторов с людьми читающими. Эти деньги они целенаправленно получают из муниципалитетов, о чём у нас только остаётся мечтать.

По словам Алексея, во всём мире библиотеки давно перестали восприниматься как «храмы», или места, где читатели просто берут книги. Там пошли по пути привлечения посетителей всевозможными attraction (приманками, соблазнами), создавая комфортные условия и для желающих поработать в библиотеке, и для тех, кто хочет просто культурно развлечься.

В Москве, по словам нашего собеседника, тоже есть публичные библиотеки, в которых пошли по пути модернизации и добились в этом успеха. Таких примеров пока немного, но то, что в этих открытых общественных читальнях всегда полно молодёжи, активной части населения, уже говорит в пользу необходимости кардинально менять форму организации библиотечного дела в нашей стране.

И для этого, как считает писатель, вовсе необязательно делать из библиотеки, например, кофейню, рассчитывая, что люди пойдут туда читать книги между чашечками кофе: «В Москве давно стало «общим местом» то, что в кофейнях есть книги, в этом нет ничего модного, но книги там стоят и покрываются пылью, это элемент интерьера».

Сегодня библиотека, не утрачивая своей основной функции «книгохранилища», при грамотном преобразовании пространства, оснащении современным оборудованием и доступом в интернет, при организации удобного графика работы и формировании среды для общения и занятий по интересам, должна стать некой городской гостиной, местом, которое жители воспринимают как своё.

Но для этого нужны серьёзные финансовые вложения, а у нас пока, сетует Алексей Олейников, наоборот, переводят библиотеки на самоокупаемость и сокращают фонды комплектации книгами. «Культура не бизнес, в ней другой принцип возврата денег. Вклад в культуру оправдывается через поколение, но такими длинными дистанциями никто в нашей стране не мыслит, оперируя принципом тактического решения задач».

На вопрос: «А что вы ответите оппонентам идеи реорганизации библиотек, утверждающим, что молодёжь сейчас вообще не читает, а те, кто ещё не отказался от чтения, давно перешёл на «цифровой» формат книги?», Алексей ответил примером из западного опыта. По его словам, после несколько лет назад произошедшего бума распространения электронных «читалок» мода на этот тип чтения пошла на спад; в Британии, например, рынок показал, что «бумаге» отдаёт предпочтение 75 % читателей, и всё больше людей возвращается от цифровой книги к традиционной.

— Детям вообще нужно читать только бумажные книжки, они должны получать тактильные ощущения от взаимодействия с напечатанной книгой, и иллюстрации, обязательный элемент литературы для детей, — это прерогатива именно «бумаги», — убеждён московский детский писатель. — В мире сегодня происходит большой поворот к изобразительности — от слова к графическому символу, поэтому большую популярность набирают книжки-картинки, виммельбухи (книжки-гляделки).

У нас пока такой жанр литературы, образцом которого является известная серия историй в картинках про Городок и его обитателей от немецкой детской писательницы и иллюстратора Ротраут Сюзанны Бернер, получившей в этом году премию Ганса Христиана Андерсена как лучший иллюстратор, не сильно распространён. Но, по мнению Алексея Олейникова, ситуация довольно скоро будет меняться.

И в современных библиотеках тоже должны поселиться книжки, истории в которых рассказываются образным визуальным языком, комиксы, столь популярные у молодёжи, что тоже должно помочь вернуть в библиотеки потерянный сегодня сегмент аудитории.

Возможно, для кого-то из ребят приход в библиотеку и знакомство с работающими там настоящими подвижниками своего дела окажет такое же судьбоносное значение, как это случилось в детстве с Алексеем Олейниковым. Как до сих пор с теплотой вспоминает писатель, именно библиотекарь его школы Людмила Евгеньевна Воронова исподволь «направила его в жизнь», помогла определиться с выбором будущей профессией.

В которой, отметим, к своим 37 годам писатель и поэт Олейников уже немало преуспел — он автор более десятка пользующихся популярностью книг и обладатель ряда престижных литературных премий.

Дата публикации
04.06.2016 г.

Новости по теме