Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Слон» — первая весенняя премьера в Белгородском театре кукол. Продолжение следует…

14 и 15 марта 2015 года в Белгородском государственном театре кукол проходят премьерные показы нового спектакля «Слон» по одноимённому рассказу Александра Куприна. Это история о том, что детская меланхолия лечится не лекарствами, не интенсивной терапией, не процедурами, а родительской любовью и… живым слоном.

В этом убеждается главный герой — отец заболевшей Нади, маленькой девочки, для которой оживает мир кукол, а крошечное пространство детской комнатки, в которой она живёт, вырастает до целого мира детских переживаний, где куклы взрослеют раньше хозяйки, а ребёнок сам определяет для них социальные роли.

«Равнодушие к жизни, и больше ничто…» …Этой болезнью всё чаще страдают ставшие взрослыми большие дети, а вместе с ними и их дети. Визуальный и музыкальный контент спектакля «Слон» обращён, конечно, к детям. Они умеют сопереживать героям, чувствуют атмосферу добра и волшебства, с неподдельным интересом всматриваются в чудеса циркового представления.

«Игрушечные» деньги, за которые отец арендует слона из цирка-шапито, исключают коммерческий подтекст, а только подчёркивают их утилитарность. Пачка купюр директору цирка, плитка шоколада и сладкая вода для слона Томми, и вот уже на глазах маленьких зрителей разворачивается картина осуществлённой мечты. Она затмевает и родительские переживания, и промозглую ненастную погоду.

Доброе большое животное — метафора детского счастья. Томми, важный и спокойный слон из цирка, оказывается мудрее многих людей, не проявляющих сострадания к чужой беде. Слон не нужен «навсегда», его бы только увидеть одним глазком, погладить и спросить: «Как дела?», больше ничего и не надо. А дальше — мгновенное выздоровление и нескончаемая радость отца, совершившего для своей маленькой дочки большой подвиг.

Родителям посвящена мораль спектакля, поучительный, почти педагогический момент. Тонкая ирония и глубокий нравственный смысл переплетаются в простой истории о папе, сотворившем для любимой дочери невозможное с точки зрения здравого смысла, но логичное с точки зрения детской мечты — большое счастье. Волшебная и поучительная маленькая история о большом слоне вызывает неподдельный интерес как у юного, так и у взрослого зрителя.

Отметим, что театр кукол в Белгороде всё ощутимее обретает особый статус семейного театра — не только для детей, но и для родителей, и бабушек и дедушек. Происходит это вовсе не потому, что маленькие зрители пока не могут без родительского «эскорта» приходить на спектакли, а вследствие возрастающей потребности взрослых быть причастным и к кукольному волшебству, и к той миссии, которую исторически несёт театр кукол.

Художественный руководитель Белгородского театра кукол Наталья Мефодиевна Репина, думая о стратегии развития своего театра, выбрала верный вектор: воспитательно-созидательный, исполненный твёрдыми намерениями сделать кукол и актёров детского пока ещё театра проводниками серьёзного драматического материала, вечных ценностей и культурного наследия Белгорода. Последнее в списке является эксклюзивным направлением развития.

В театре, где царит атмосфера сказки и игры, с каждым новым спектаклем рождается новая жизнь — мудрая и честная, как того и требует воспитание в лучших традициях юного поколения зрителей.

О будущих постановках руководитель театра начинает думать года за три до их воплощения. На перспективу разрабатывается концептуальный репертуарный план, а в конце каждого театрального сезона идёт процесс его детализации. Любое театральное действие рассматривается в нескольких проекциях: актуальность для белгородского зрителя, правильно обозначенная возрастная категория и, конечно, профессиональный рост актёрской труппы и развитие разножанровости репертуара.

Вот и накануне нынешней премьеры спектакля, поставленного в Белгороде питерской командой режиссёра Петра Васильева, композитора Николая Морозова и художника Алевтины Торик, Наталья Мефодиевна с улыбкой говорит, что про «Слона» она почти уже забыла… Ведь на носу новые премьеры — «Легенды Белгорода» и «Чёрная курица» по сказочной повести Антония Погорельского. В ней театр выпустит на сцену марионеток.

Хотя, волнение руководителя театра перед премьерой всё же очевидно. Ведь и выбор художественного материала, и близкое знакомство с Петром Васильевым неслучайны, а она, являясь, по сути, проводником театра для юных белгородских зрителей, несёт огромную ответственность за судьбу всех, кто причастен к миру театра кукол:

— Мир вообще тесен, а театральный — в частности. А говоря о кукольных государственных театрах, скажу, что их в России чуть больше ста. Это очень тесный мир, где трудно не знать кого-то, работая долгое время.

С создателями спектакля «Слон» Петром Васильевым и Алевтиной Торик Наталья Мефодиевна знакома уже около десятка лет, с того момента, как встретились в Москве на «Золотой маске», где Пётр, кстати, получил награду за актёрскую работу.

— Куприн очень богатый автор, и я была приятно удивлена, когда Пётр предложил и автора, и режиссёрский ход спектакля. Говоря о Петре и его индивидуальности, хочу сказать, что он многогранен в своих работах — от высокой до современной драматургии. Очень любопытна его работа с актёрами, наверное, и потому, что сам он великолепный актёр.

Он обладает знаниями о работе, пожалуй, всех театральных цехов. Даже актёры для будущего спектакля были выбраны совместно и единогласно с художником, — этот режиссёр обладает тонким чутьём на роли, видит потенциал артистов. А в тандеме ещё и с композитором Николаем Морозовым, несут своим творчеством петербургскую эстетику. В наш театр я предпочитаю приглашать наследников именно этой школы.

Как считает Наталья Репина, спектакль «Слон» решает несколько задач, ведь в век информационных технологий, когда ребёнок с раннего возраста приучен к компьютеру, эта рассчитанная на семейное сопереживание история указывает зрителям на другую философию вещей. В постановке и раскрывается знакомая многим тема детского одиночества, и находит отражение новая реальность самого театра, его индивидуальное лицо, обращённое к семейному сообществу детей, родителей, бабушек и дедушек.

Говоря о «Слоне» как о традиционной постановке с «правильной» и точной направленностью, и обозначив все достоинства этой работы и её исполнителей, Наталья Мефодиевна делится перспективными планами театра. Так, в скором времени «оживёт» «Слонёнок» по Киплингу — с новыми акцентами, в новой редакции, благодаря внутреннему стремлению театра, его актёрского состава к росту и развитию в новых направлениях.

— Мы, получается, «выращиваем» своих режиссёров. Второе высшее образование получает Николай Щебеньков, наш актёр. У нас есть свой художник-постановщик Александр Хижняков, который окончил Ленинградский государственный институт культуры и искусств — гордится Наталья Мефодиевна. — Режиссёры и актёры — мигрирующий народ, и с учётом своего предыдущего опыта, я обращаюсь к различным возможностям театра, позволяющим артистам-кукольникам реализовываться в профессии разносторонне.

К новому театральному сезону и предстоящему VII Международному фестивалю театров кукол «Белгородская забава» Н. М. Репина планирует возобновить работу с режиссёром из Санкт-Петербурга Игорем Лариным, уже известным белгородской публике по спектаклю «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». В его постановке мы увидим «Легенды Белгорода». А ещё в планах театра — «восточные мотивы» и обращение к серьёзной драматургии.

— У нашего театра появляется своё лицо. Мы берёмся за непростую работу, например, создание собственных инсценировок, и всё ближе и ближе подходим к высокой драматургии, к классике, — делится художественный руководитель БГТК Наталья Репина. — Кроме масштабных спектаклей на большой сцене, на будущий год мы поставили перед собой задачу создать «театр на подушках» для самых маленьких зрителей до года и чуть старше, потому что потребность такого театра есть, а мы всегда очень чутко реагируем на пожелания наших любимых зрителей.

Ну, а в более близких планах у Белгородского театра кукол театра — большой гастрольный тур по 11 регионам России со спектаклем, в 2014 году отмеченным премией Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Фронтовую былину «История солдата» белгородских кукольников увидят юные зрители в Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Московской, Калужской, Белгородской, Курской, Орловской, Тульской, Рязанской и Брянской областях. Гастроли, организованные при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», продлятся с 17 марта до 16 мая.

Дата публикации
15.03.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме