Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде впервые открыто обсудили местный «стрит-арт»
12 ноября в выставочном зале «Родина» прошла встреча, необходимость которой назрела уже давно. Поводом для собрания послужили возникшие в течение года на стенах белгородских домов и сооружений масштабные рисунки, призванные сделать Белгород более интересным и уютным, а также предоставляющие возможность молодым художникам повлиять на сложение облика городской среды.
Это были как работы, выполненные в рамках конкурса по оформлению зданий и сооружений в стиле граффити «Стрит-Арт» (организованного управлением молодёжной политики и управлением архитектуры администрации города Белгорода), так и самостоятельные проекты инициативных авторов. Появившиеся росписи вызвали многочисленные положительные отклики у простых горожан.
Появилось и несколько журналистских материалов на эту тему, из которых в достаточно комплиментарном стиле выдержана статья Евгения Гриценко «Стрит-арт выходит из подполья» (сентябрьский выпуск журнала «ОнОнас»). Опубликованный на портале БелПресса материал Екатерины Шароновой «Облик Белгорода: куда идем?» носит характер в большей степени аналитический и критический, поскольку впервые на тему белгородских росписей высказались профессиональные художники, которые вообще не были осведомлены о конкурсе.
К тому же, речь зашла о размещении рисунка на фасаде здания на проспекте Б. Хмельницкого, 71, где находится не только выставочный зал «Родина», но и более 40 лет располагается правление Белгородского отделения Союза художников России. Это обстоятельство сделало вопрос об исполнителе росписей принципиальным.
Постепенно стало понятно, что возникшие вопросы и разногласия — следствие, как ни банально это звучит, недостаточного общения между художниками, представителями власти и населением города, для которого, в общем-то, и организуются подобные проекты.
И встреча 12 ноября в определённой мере была призвана исправить эту ситуацию и сделать взаимодействие между всеми участниками городского сообщества более продуктивным. В обсуждении приняли участие один из организаторов конкурса граффити — начальник управления молодёжной политики администрации города Белгорода Александр Немыкин, заместитель начальника управления культуры администрации города Белгорода Людмила Грекова, председатель БРО Союза художников России Станислав Фёдорович Дымов, художник-монументалист Родион Кузнецов, руководитель дизайн-студии М207, член жюри конкурса «Стрит-арт» и автор одной из обсуждаемых росписей Геннадий Арчибасов, а также попробовавшие себя в области стрит-арта художники Анастасия и Дарья Лисич, Владимир Евенко, братья Юрий и Анатолий Зеленские.
Высказаться о росписях молодых авторов пришли специалисты в области монументального искусства — заслуженный художник России Анатолий Шишков, заслуженный архитектор России Владимир Вишневский, художник-монументалист Владимир Ситников, члены Союза художников Игорь Рулев, Станислав Доляновский.
Первым взявший слово Александр Немыкин рассказал об идее конкурса, которая возникла после мониторинга соцсетей, в результате которого выяснилось, что в Белгороде есть молодёжь, желающая украсить городскую среду.
Но деятельность молодых авторов носила бессистемный, случайный характер, и управлению молодёжной политики пришла идея систематизировать этот процесс, объявив конкурс. Главным его итогом стало не только привлечение талантливых авторов к украшению города, но и многочисленные обращения белгородцев с просьбой украсить их дом или подъезд.
Вместе с тем, начальник управления молодёжной политики отметил и ряд недоработок — прежде всего в том, что к обсуждению проектов не были привлечены профессиональные художники, да и информация о конкурсе распространялась в основном по соцсетям, а этого явно не было достаточно.
Вступившие в полемику Анатолий Шишков и Владимир Вишневский обратили внимание присутствующих на то, что оформление любой стены в городе — это монументальная пропаганда в действии, и поэтому к росписям фасадов должны привлекаться самые талантливые и самые подготовленные к подобным работам авторы.
Существующие рисунки оба выступающих подвергли критике прежде всего потому, что большинство из них находится в центре города, в зоне, которая должна оформляться с особенным вниманием. Эту мысль подержал и Станислав Дымов.
Наиболее конструктивную позицию занял художник Родион Кузнецов, предложивший «зонировать» Белгород с целью предоставления возможности проявить свои таланты как профессионалам, так и молодым, пусть неопытным, но полным энтузиазма авторам.
К слову, выполненные росписи зданий не принесли их исполнителям ни копейки: практически все полученные деньги были потрачены на материалы, а кто-то и вовсе ушел в «минус».
Первая встреча, прошедшая в подобном формате, показала свою актуальность и полезность, поскольку практика общественных обсуждений проектов, касающихся формирования городской среды, с привлечением профессионалов, представителей администрации города, и заинтересованных граждан, у нас пока еще не сформировалась. В конце встречи было решено собраться через месяц, в рамках запланированной в «Родине» конференции, посвящённой интеграции системы образования и культурных институций, где в специальный раздел будет вынесена тема: «Проблема художественного образования и участие молодых авторов в эстетизации городской среды».
Ожидается, что в обсуждении этой темы за круглым столом примут участие не только художники и общественность, но и представители городского управления архитектуры, без участия которого вопросы средового дизайна не могут решаться в принципе.- Дата публикации
- 14.11.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Гончаренко (фото Анны Зарубиной)
Топ новости
-
25 апреля
Белгородчина молодая
- Все новости