Новости и обзоры событий культурного Белгорода



V Фестиваль современной музыки в Белгороде: день второй

Второй день Фестиваля назывался «Современные композиторы и оркестр русских народных инструментов» и стал в равной мере знакомством как с музыкой, так и с личностями её творцов.

Днём 12 ноября в Малом зале (кстати, не вместившем всех желающих) Белгородского музыкального колледжа БГИИК состоялась творческая встреча композиторов музыки для народного оркестра с педагогами и учащимися музыкальных заведений города и области, а вечером — концерт в Большом зале филармонии, где прозвучали произведения московских композиторов Геннадия Чернова, Кирилла Волкова, Григория Зайцева и белгородца Николая Бирюкова.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде: день второй

На творческой встрече музыканты имели возможность общаться с тремя (кроме Кирилла Волкова) из заявленных в программе концерта авторов. Присутствующие также воочию смогли убедиться, какую огромную роль в развитии музыки для народного оркестра играла и играет Российская Академия музыки им. Гнесиных, ибо все четыре автора — мэтры и питомцы Гнесинки, включая и белгородского композитора Николая Бирюкова.

Особенность концерта этого дня была и в том, что его программа была составлена из так называемых «крупных форм». Это 2-я симфония Геннадия Чернова, концерт для балалайки с оркестром «Древнерусский триптих» и сюита «Белогорочка» Николая Бирюкова, концерт для домры с оркестром «Сквозь бездны снов» Григория Зайцева и сюита Кирилла Волкова «Дома Москвы».

Главный дирижёр ОРНИ БГФ Евгений Алешников

Наконец, фестиваль ещё больше укрепил и расширил творческие связи московских композиторов-народников и Оркестра русских народных инструментов Белгородской филармонии и его главного дирижёра и художественного руководителя филармонии заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова.

Это касается, прежде всего, творческих и дружеских связей Евгения Алешникова и заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Чернова (род. 1937 г.), 2-я симфония которого открывала фестивальный концерт.

Программу можно назвать очень показательной для характеристики современного этапа развития народной музыки, когда композиторы стремятся, по выражению одного из участников творческой встречи, создавать «симфоническую музыку для народного оркестра».

Заслуженный деятель искусств РФ композитор Геннадий Чернов

2-я симфония Г. Чернова, написанная в 1982 г., в исполнении оркестра Е. Алешникова прозвучала как самое ранее выражение этой тенденции. Этот компактный симфонический цикл состоит из четырёх разнохарактерных частей (эпическое Анданте в сонатной форме, Вальс, Частушка и Финал), каждая из которых отмечена размахом и динамизмом развития, виртуозным владением оркестровыми средствами и колористическими эффектами.

Национальный русский характер сочинений Г. Чернова давно привлёк внимание главного дирижёра ОРНИ БГФ, который уже исполнил в Белгороде 4-ю и 6-ю симфонии московского мастера, а на творческой встрече попросил познакомить публику с интересной историей создания «Частушки», третьей частью 2-й симфонии.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде: день второй

Геннадий Владимирович вспоминал, что русский, ярко-национальный характер «Частушки» был рождён ностальгией по Родине — в 80-е гг. композитор по командировке Министерства культуры работал в Багдаде в Школе музыки и балета. Там и появилась на свет виртуозная пьеса для фортепиано в русском стиле, «Частушка», позднее переложенная автором для различных исполнительских составов и, в конце концов, ставшая частью симфонии №2.

Московские композиторы Геннадий Чернов и Григорий Зайцев

В концерте прозвучало сочинение коллеги Г. Чернова, патриарха гнесинской композиторской школы Кирилла Волкова (род 1943 г.) — сюита «Дома Москвы». Кирилл Волков, наследник традиций основоположников гнесинской композиторской школы — Михаила Гнесина, Николая Пейко, Арама Хачатуряна, Олега Эйгеса, Бориса Чайковского, Генриха Литинского — помимо огромного количества произведений в самых разных жанрах, является автором множества произведений для оркестра русских народных инструментов.

Сюита «Дома Москвы» — это своеобразная музыкально-историческая экскурсия по Москве 20-30-х гг. прошлого века, музыкальное запечатление знаменитых архитектурных творений московского конструктивизма.

Солистка ОРНИ БГФ Вера Токаева

Знакомство с личностью и музыкой молодого композитора Григория Зайцева (род 1983 г.), подобно знакомству с музыкой Антона Танонова, можно назвать настоящим открытием второго дня. Это представитель той новой генерации композиторов, интересы которых многосторонни, а деятельность отличается высоким профессионализмом в каждой из затрагиваемых ими сфер, в случае Григория Зайцева это композиторское творчество, исполнительская и научно-исследовательская, в том числе, музыковедческая деятельность, педагогика.

Главный дирижёр ОРНИ БГФ Евгений Алешников

Зайцев — ученик Кирилла Волкова, выпускник Гнесинской Академии 2008 г. Одним из самых интересных моментов его автохарактеристики на творческой встрече в колледже была проблема адекватного понимания (исполнителями, затем и слушателями) новых музыкальных текстов (в том числе и в музыке для народных инструментов — Г. Зайцев является автором 32-х опусов музыки для народников).

Солист ОРНИ БГФ Ю. Фукалов

Проблема назревшая, ибо в том, что молодой композитор пишет музыку для народных инструментов, разительно отличающуюся от привычного «мейнстрима», слушатели могли убедиться на вечернем концерте, где солистка ОРНИ БГФ Вера Токаева исполнила концерт для домры с оркестром «Сквозь бездны снов» (один из 9 написанных им концертов для домры с оркестром), который вряд ли можно понять вне сферы интеллектуальных интересов их автора — эзотерическое течение иудаизма (каббала), юнгианский психоанализ и современная философия.

Для белгородского композитора Николая Бирюкова сочинение музыки для народного оркестра в последние годы стало основной линией творчества. Во многом это произошло благодаря появлению в филармонии оркестра русских народных инструментов под управлением Евгения Алешникова.

Белгородский композитор Николай Бирюков

После первого места на композиторском конкурсе им. Тихона Хренникова в 2013 г. за пьесу для народного оркестра «Скоморошина» (пьеса была исполнена и записана оркестром Е. Алешникова), Николаем Бирюковым по заказу главного дирижёра ОРНИ БГФ были написаны ещё два сочинения, прозвучавшие в концерте, — масштабный трёхчастный концерт для балалайки с оркестром «Древнерусский триптих» (солист Ю. Фукалов) и сюита в 8-ми частях «Сказ о Белогорочке».

Сюита была создана на материале одноименной театрализованной музыкально-литературной композиции (соавтор — белгородский поэт Вячеслав Колесник); многократно исполняясь в минувшем сезоне композиция «Сказ о Белогорочке» имела большой успех именно у молодёжной аудитории.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде: день второй

Крупная мозаика второго фестивального дня ещё раз показала, что при всей устойчивой традиционности этой ветви композиторского творчества, народная музыка не стоит на месте, а развивается, и развивается очень интересно, чему стали свидетелями все слушатели мероприятий второго фестивального дня.

Дата публикации
13.11.2014 г.
Автор

Новости по теме