Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде прозвучала музыка современных российских композиторов

1 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся симфонический концерт под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. В нём прозвучали произведения Сергея Слонимского и Вадима Бибергана (г. Санкт-Петербург), Владислава Казенина (г. Москва), Рашида Калимуллина (г. Казань) и Николая Бирюкова (г. Белгород).

В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов Екатерина Мечетина (фортепиано, Москва) и Алия Водовозова (флейта, Москва).

Прошедший с большим успехом при полном аншлаге, концерт вызвал большой интерес музыкальной общественности города и стал очередным этапом возобновлённой Белгородской филармонией традиции проведения фестивалей современной музыки. В отличие от фестивальных концертов прошлого года, нынешний представил белгородской публике недавно созданные сочинения маститых мэтров отечественной музыкальной культуры, каждого из которых в этом году чествовали как юбиляра.

Симфнический оркестр БГФ под управление Рашита Нигаматуллина

Концерт «Композиторы — юбиляры 2012 года» начался симфонией одного из крупнейших российских композиторов, музыковеда, пианиста, педагога, профессора Санкт-Петербургской консерватории, народного артиста РСФСР Сергея Слонимского (р. 1932 г.), единственного из авторов, не присутствующего в зале филармонии.

Начавший свой путь в середине 50-х гг., Слонимский сегодня — автор огромного количества произведений в разных жанрах, признанный классик современной российской музыки. Он автор 32-х симфоний; последняя и уже исполненная написана в 2012 году, а первая помечена далёким 1958 годом. Напомним, впервые симфонический оркестр БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина сыграл 20-ю симфонию Слонимского в Москве в 2010 году на юбилейных концертах в честь 50-летия образования Союза композиторов в присутствии автора, который дал высокую оценку исполнения своей музыки белгородским оркестром.

30-я симфония в 3 частях («Былина», «Протяжная», «Плясовая»), написанная в 2012 году, прозвучала в Белгороде впервые. Это её третье исполнение в России (после Санкт-Петербурга и Самары весной этого года).

Глубоко национальный по природе музыкальный язык симфонии отмечен характерным для композитора синтезом черт фольклора и новейших приёмов композиции. Небольшая по протяжённости (чуть более 20 минут) симфония отличается обострённой ясностью мысли, рельефностью музыкальной драматургии и замечательной тембровой пластичностью. В 3-й части использована солирующая балалайка (солист Юрий Фукалов, Белгород).

Приезд композиторов в Белгород вызвал пристальное внимание местных СМИ  К личности Вадима Бибергана большой интерес проявили белгородские музыканты-народники

В интервью Слонимского от 2011 года читаем: «…мне кажется, что суть симфонии в том, что это — музыкальный дневник человека о нашем времени, о нашей очень страшной эпохе». Одна из исследователей творчества С. Слонимского, профессор Ленинградской консерватории Екатерина Александровна Ручьевская очень точно писала: «Большинство крупных произведений Слонимского трагичны. В них нет даже катарсиса авторских послесловий. Катарсис подразумевается в душах слушателей как послесловие художественного произведения. В музыке Слонимского трагизм сочетается с иронией, с сарказмом, с обыгрываемой в гротеск комедийностью».

Сложный смысловой сплав музыки классика нашего времени хорошо ощутили белгородские слушатели, напряжённо вслушиваясь в напряжённое течение музыки и непроизвольно сорвавшись в аплодисменты после трагического повествования реквиемной 2-й части.

Продолжил первое отделение Концерт для флейты Рашида Калимуллина (р. 1957 г.); композитора, чья музыка много и с успехом сегодня исполняется не только в России, но и во многих странах мира.

Народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, секретарь Союза композиторов России Р. Калимуллин, помимо всего прочего, — автор 10 концертов для различных инструментов с оркестром. Его «пассионарная» (пользуясь определением Л. Гумилёва) музыка обладает яркой национальной самобытностью и глубокой внутренней силой.

Народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, секретарь Союза композиторов России Р. Калимуллин

Одночастный концерт для флейты продолжительностью около 15 минут написан в 2008 году, а его первое исполнение с солисткой Алией Водовозовой состоялось в 2011 г. Исполнение в Белгороде — вторая премьера концерта. Солирующая флейта звучала скорее как один из лидирующих оркестровых голосов в преимущественно очень плотном звучании оркестра. Пасторально-пейзажные вступление и заключение было обрамлением центральной части, звучавшей как огромного напряжения музыка борьбы, куда дважды неожиданно «врезались» пасторали флейты.

Первое отделение завершил фрагмент из оперы «Белгородский полк» Николая Бирюкова (р. 1962 г.) и Елены Латыш-Бирюковой. Ария фельдмаршала Шереметева прозвучала в исполнении заслуженного артиста РФ Владимира Бойко.

В программе 2-го отделения были сочинения Вадима Бибергана и Владислава Казенина (оба 1937 года рождения). Их имена были объединены, видимо, ещё и по признаку давних дружеских отношений, поскольку оба композитора знакомы друг с другом ещё со времён совместной учёбы в музыкальной школе-десятилетке при Свердловской консерватории.

Второе отделение открыла Партита для оркестра и пяти солирующих инструментов, сочинение 1999 года. К личности Вадима Бибергана большой интерес проявили белгородские музыканты-народники, т.к. В. Биберган известен как автор очень яркой и оригинальной музыки для народных инструментов. Широкая публика знает композитора как автора музыки ко всем десяти фильмам Глеба Панфилова — дружба с ним также зародилась в годы совместной учёбы в Свердловской десятилетке.

Валерий Гаврилин, горячо поддержавший первые композиторские опыты В. Бибергана, в 1960-е годы писал о нём: «Вадим Биберган — один из самых ярких и сильных современных композиторов. Его интересы сопрягаются с духовной жизнью общества, отвечают внутренним запросам слушателей и направлены на общение с ними без позы высокомерия. Его новации всегда талантливы, одухотворены, искренни…»

9-частная партита, в которой соединились образы музыки разных эпох, оставила очень сильное впечатление. Части танцевального (менуэт, полонез, танго) и нетанцевального характера (вступление, ария) запоминались яркой эмоциональностью мелодизма, естественностью и демократизмом музыкального языка, артистической лёгкостью выражения. Трудно не согласиться с основной мыслью автора этого изысканного сочинения — да, сегодня красота слишком хрупкая вещь, чтобы она действительно могла, как некогда считал классик, спасти мир.

Екатерина Мечетина и Рашит Нигаматуллин

Завершился вечер первым исполнением в Белгороде 3-го фортепианного концерта в четырёх частях Владислава Казенина. Этот концерт носит название «Конструкции» и предствляет последнюю часть триады фортепианных концертов. Напомним, что 2-й фортепианный концерт Вл. Казенина («Импровизации») впервые прозвучал в Белгороде в прошлом году в исполнении симфонического оркестра БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина, солистка — Асия Корепанова (г. Москва).

В концерте первого ноября белгородским слушателям с совершенно новой стороны открылись грани таланта и мастерства народного артиста РФ, председателя Союза композиторов России Владислава Казенина, на этот раз продемонстрировавшего современный ошеломляющий размах и неуязвимую прочность своей музыкальной фантазии, которые с недосягаемым блеском воплотились в сильном, крепком, «мужском» пианизме Екатерины Мечетиной.

Остаётся пожелать успеха симфоническому оркестру БГФ, его главному дирижёру Рашиту Нигаматуллину и солистам, которые 3 ноября будут исполнять эту программу в Большом зале Московской консерватории.

Дата публикации
02.11.2012 г.
Автор

Новости по теме