Новости и обзоры событий культурного Белгорода



V Фестиваль современной музыки в Белгороде открыт

11 ноября 2014 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый концерт V Фестиваля современной музыки. Четырёхдневный фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Белгородской области.

В программе фестиваля — музыка современных композиторов Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода для симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, духового оркестра, камерные произведения белгородских композиторов, а также круглый стол, посвящённый обсуждению проблем современного музыкального искусства в концертной жизни России; две пресс-конференции (перед началом и в завершении фестиваля), две творческие встречи и творческая лаборатория композиторов и исполнителей современной музыки в музыкальных учебных заведениях города — музыкальном колледже и институте искусств и культуры.

Начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский приветствует открытие Фестиваля современной музыки в Белгороде

Первый день фестиваля открывал круглый стол в БГИИК, где гости и организаторы белгородского музыкального форума обменялись мнениями о положении современной музыки академического направления в текущей концертной жизни.

На последовавшей затем пресс-конференции на вопросы представителей белгородских СМИ отвечали композиторы из Санкт-Петербурга и Москвы, музыка которых была заявлена в концертной программе каждого из четырёх дней: Антон Танонов (произведения для симфонического оркестра), Игорь Савинов (сочинения для духового оркестра), Геннадий Чернов (произведения для оркестра русских народных инструментов).

Директор Белгородской филармонии Светлана Боруха открывает V Фестиваль современной музыки в Белгороде

Выступили также председатель Белгородского регионального отделения Союза композиторов РФ Елена Латыш-Бирюкова и художественный руководитель БГФ Евгений Алешников.

Главным событием первого дня, конечно же, стал концерт симфонического оркестра БГФ под управлением его главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.

Открывая первый фестивальный вечер, начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский заметил, что сегодня Белгород с полным основанием можно назвать городом фестивалей, причём таких разных как «Шереметевские музыкальные ассамблеи», «Борислав Струлёв и друзья», «Рождественские хоровые ассамблеи», «Джазовая провинция» и Фестиваль современной музыки.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде открыт

Фестиваль современной музыки, набирая силу от своего начала в 1999 г., проводится в этом году как никогда масштабно и репрезентативно. Охватывая музыку разных стилей, открывая слушателям новые композиторские имена и самые яркие страницы музыки ХХ–ХХI веков.

Одним из таких имён-открытий для белгородских слушателей стало имя петербургского композитора Антона Танонова, чьи произведения прозвучали в первом отделении концерта. Антон Танонов — один из лидеров современного молодого поколения российских композиторов (род. 1977г.). А. Танонов возглавляет кафедру специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории, которую он окончил по классу Сергея Слонимского.

Алексей Людевиг в концерте открытия V Фестиваля современной музыки в Белгороде

По собственному признанию, он — «человек счастливой судьбы». Антон Танонов — молод, энергичен, успешен, титулован, признан, востребован, и его музыка, с которой в Белгороде знакомились впервые, отличается не только собственным ярко выраженным почерком и языком (к слову сказать, весьма демократичным), но и собственной темой, которая достаточно хорошо просматривалась в его трёх очень разных сочинениях.

Два из них — «Юлла» и «Фьюжн-концерт», в котором солировал хорошо знакомый белгородской публике выдающийся петербургский альтист Алексей Людевиг, — написаны для камерного оркестра; инструментального состава, который, по признанию композитора, он очень любит, и вероятно, поэтому пишет для него много, абсолютно нетрадиционно и свежо.

Концерт открытия V Фестиваля современной музыки в Белгороде

В пьесе «Юлла» (это собственный вариант названия вращающейся детской игрушки-волчка, юлы) полностью отсутствует столь привычная для звучания камерного оркестра лирика. Приведём фрагмент авторского комментария «Юллы»: «Работая над партитурой этого произведения, я ставил перед собой задачу найти новый характер звучания струнного оркестра. Для этого мне пришлось использовать скордатуру, перестройку всех инструментов оркестра.

Второй элемент, понадобившийся мне для эксклюзивного звучания «Юллы» — техника «регулируемой алеаторики». Некоторые фрагменты произведения содержат только ритмический контур и звуковысотный диапазон, в котором могут исполняться ноты любой высоты на усмотрение исполнителей. В пьесе есть фрагмент, где все музыканты импровизируют на заданный ритм. Есть железный ритм, вращающееся движение, которое несёт исполнителей, а за ними и слушателей в волшебное приключение, полное опасностей, подводных рифов, острых скал, экзотических стран и чудесных существ».

 Солистка Белгородской филармонии лауреат международного конкурса Галина Зольникова

Лирика составляет главную драматургическую компоненту другого произведения для камерного оркестра. Это 4-хчастный «Фьюжн-концерт» (fusion — англ. сплав, смесь), написанный и исполненный в 2012 г. к 150-летию Петербургской консерватории.

Название предложил его первый исполнитель, Алексей Людевиг, который в Белгороде солировал в этом концерте для альта, камерного оркестра, арфы, ксилофона, перкуссии, ударных инструментов и органа на двух разновидностях альта — акустическом и электрическом.

Образный строй «Фьюжн-концерта» вдохновлён скетчами (скетч — сценка-зарисовка комедийного содержания) петербургского писателя-сатирика Семёна Альтова. Из его скетчей заимствованы названия трёх (кроме первой части — Увертюры) частей: 2-я часть – Мотыпаха, 3-я – Эстетика, 4-я – В лампочке.

Одним из таких имён-открытий для белгородских слушателей стало имя петербургского композитора Антона Танонова

Загадочная «Мотыпаха» расшифровывается как смесь (fusion) мотылька и черепахи (по аналогии с прощальным вопросом лектора на факультете лингвистики – «Ребятно?», что расшифровывается как «Ребята, понятно?»).

Сама же музыка концерта имеет отчётливый драматургический костяк, построенный на противопоставлении грубо-иронических танцевальных ритмов простонародного веселья в духе «Хава нагила» во всех частях и «островков» лирики в двух последних частях, где звучат небольшие монологи солирующего альта, драматические или серьёзно печальные, но абсолютно без тени иронии.

Иронии, тем более — гротеска, также лишена и удостоенная премии на композиторском конкурсе в Италии и сегодня пользующаяся большим слушательским успехом Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» на слова петербургского поэта Владислава Синицкого.

Концерт открытия V Фестиваля современной музыки в Белгороде

Этот драматический, исполненный большой эмоциональной силы вокальный монолог с ярко-изобразительным оркестровым сопровождением (Фантазия написана композитором для Вероники Джиоевой) прекрасно исполнила солистка Белгородской филармонии лауреат международного конкурса Галина Зольникова.

Нетрудно было заметить, какое удовольствие получали оркестр и его главный дирижёр от исполнения музыки Антона Танонова, как нельзя не напомнить о лестной оценке, которую петербургский композитор дал белгородским исполнителям на пресс-конференции («высочайший профессиональный уровень оркестра и поражающая своей точностью работа дирижёра с оркестром над новой музыкой»).

«Музыка мысли, силы и любви» — так был назван концерт первого дня фестиваля. То, что это была «музыка мысли», подтверждало и второе отделение, где звучала отечественная музыкальная классика конца ХХ века — «Гоголь-сюита» в 8 частях А. Шнитке и «Маленькая Данелиада» Г. Канчели.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде открыт!

Сочинение Канчели, посвящённое Георгию Данелия и построенное на музыкальных темах едва ли не самых главных философских комедий режиссёра — «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали» — были, как и сочинения Танонова, премьерными исполнениями.

Это была уже та современная отечественная музыка, образность и музыкальный язык которой белгородская публика воспринимала с живым пониманием и одобрением. Это была уже та музыка, которая на наших глазах превратилась в современную классику, в золотой фонд отечественной музыкальной культуры недавнего прошлого.

И именно в русле этой «музыки мысли» сегодня созидает и творит новое поколение молодых композиторов.

Дата публикации
12.11.2014 г.
Автор

Новости по теме