Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Славянские художники на Святом Белогорье
Пожалуй, одним из самых значимых событий Года культуры стал XV Белгородский международный славянский пленэр «Сухарево-2014». Вот уже полтора десятка лет художники братских славянских народов приезжают на Белгородчину.
В 2000 году по инициативе губернатора Евгения Савченко и регионального отделения Союза художников России состоялся первый международный славянский пленэр в Хотмыжске. Эмблему для него разработал заслуженный художник России Иосиф Бобенчик.
С тех пор польские, украинские, белорусские, сербские живописцы — постоянные участники белгородских пленэров, не говоря уж о российских художниках, собирающихся из самых разных уголков страны. Белгород, Алексеевка, Ровеньки, Ракитное, Грайворон, Шебекино, Новый Оскол, Старый Оскол — где только не побывали участники пленэра за минувшие пятнадцать лет.
XV международный славянский пленэр — юбилейный, и проходил он в этот раз в Валуйском районе. Славянский пленэр уже проходил здесь в 2006 году, но с тех пор многое изменилось, появился подле села Сухарево живописный монастырь Новый Иерусалим, и потому выбор организаторов остановился именно здесь.
В 2014 году белгородские художники завязали тесные связи с коллегами из Сергиева Посада, побывали на родине Сергия Радонежского в паломнической художественной поездке, и адекватный ответ не заставил себя ждать — в пленэре принял участие Иван Харченко, председатель посадского отделения Союза художников России. Харченко отмечает давние связи Белогорья и Сергиева Посада, ведь некогда Святитель Иоасаф Белгородский служил наместником Троицево-Сергиевой лавры, а значит и духовные корни у нас единые.
Крым представил заместитель председателя творческой организации севастопольских художников живописец Николай Карпов. Крымская художественная школа весьма отлична от белгородской, и польза пребывания на славянском пленэре по мнению Карпова несомненна, здесь всё как на «академической даче», попасть на которую во все времена было большой удачей. Всё же, главным для Карпова стала дружеская атмосфера пленэра на Белгородчине.
Планируют руководители дружеских художественных организаций перенять опыт белгородцев и пригласить их на подобные пленэры к себе, на свои собственные пленэры. Когда и как это случится сказать трудно, но в крепких дружеских связях можно быть уверенными.
Шесть лет назад провела выставку в Белгороде Аница Савич. Прикипела сербская художница к белгородскому краю всей душой, и теперь не пропускает ни одного пленэра. Приглашает Аница белгородцев на пленэры в Сербию и многие мастера живописи и фотографии уже воспользовались этой возможностью. Надо отметить и поэтический талант художницы, редко какой вечер на пленэре обходится без чтения стихов, хоть и на сербском языке, но вполне понятных для друзей.
Для большинства пленэристов самыми удивительными живописными находками стали уникальные меловые откосы на зелёных валуйских холмах и необыкновенно живописные вид монастыря Новый Иерусалим, деревянные строения которого в стиле северного русского зодчества поражают взгляд при подъезде к Сухаревскому поселению.
По мнению белгородского художника Владимира Нестеркова, более удачного места для проведения пленэра трудно было найти, пятнадцатый пленэр стал своеобразным духовным и художественным паломничеством.
Харьковский живописец Александр Дубровский, орловская художница и преподаватель художественного училища Мария Васильева увидели в меловых откосах визитную карточку Белгородчины. Ещё одна орловчанка, Ольга Сорокина, уже имеет опыт работы на славянском пленэре 2013 года в Ракитном. Художница считает творческой удачей холсты с изображением храмовой архитектуры Белогорья, неизменно пользующиеся успехом.
Однако не только меловые отмели доисторических океанов и храмовые постройки являются темой пленэристов. К примеру, Елена Максимова-Анохина из Костромы запечатлела на холсте обыкновенный сельский трактор, сразу же отмеченный посетителями итоговой выставки, показав что железный конь может быть не менее поэтичным, чем изображение живого коня на соседней картине. И так у каждого живописца.
Есть свои пленэрные находки у Владимира Канищева из Курска, Владимира Леликова из Липецка, у белгородцев Владимира Аксёнова, Николая Коркина, официального руководителя пленэра Юрия Чернышёва. При этом в пленэре участвовали и другие живописцы, все у кого нашлось время и желание.
Юбилейный славянский пленэр оказался необычайно плодотворным — на традиционной итоговой выставке было представлено почти триста (!) работ, часть которых была принесена в дар белгородским музеям.
Картины остались в коллекциях Белгородского художественного музея, выставочного зала «Родина», Белгородского государственного историко-краеведческого музея, Валуйского историко-художественного музея. Теперь XV Белгородский международный славянский пленэр «Сухарево-2014» навеки вошёл в анналы белгородских собраний.
Напоследок хочется привлечь внимание к тому, что пленэр действительно — не только символ дружбы народов, но реальное её доказательство. Начинаешь перечислять родные места участников и невольно отмечаешь: Ниш, Орёл, Харьков, Севастополь — всё это города-побратимы Белгорода.
Если же взять всю историю проведения славянского пленэра на Белгородчине, то участников из городов-побратимов будет ещё больше, а значит и братство славянских художников живёт и действует, укрепляя и культуру общую для всех, и надежду на мирное сосуществование.
- Дата публикации
- 08.09.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Александр Жихов (фото автора)