Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Кристиан Иван: Орган — моё призвание

5 апреля 2014 года в Органном зале Белгородской государственной филармонии впервые выступил австрийский органист Кристиан Иван. В двух отделениях концертной программы прозвучали сочинения композиторов XVII, XVIII, XIX и XX веков.

Кристиан Иван — главный органист кафедрального собора в городе Грац (Австрия) — прибыл в Белгород в рамках филармонического проекта «Органисты европейских соборов».

Гость Белгорода, австрийский органист Кристиан Иван

В первом отделении программы были представлены органные сочинения композиторов эпохи барокко и классицизма — Прелюдия ми минор немецкого композитора Николауса Брунса, «Andante для маленького органа» В. А. Моцарта, хорал «Allein Gott in der Höh sei Ehr» в двух вариантах (BWV 663 и BWV 664) и Прелюдия и фуга си минор И. С. Баха. Сложная, полифонически насыщенная музыка Брунса и Баха и лёгкость, полётность моцартовского «Andante» производили неизгладимое впечатление, изящно контрастируя между собой.

Встреча двух органистов в Белгороде: Тарас Багинец (Екатеринбург) и Кристиан Иван (Грац, Австрия)

Аналогично симметрично была построена программа второго отделения (из сочинений композиторов XIX и XX веков), в которой Intermezzo, Melodia и Toccata из сборника «12 органных пьес» Макса Регера и увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера (аранжировка — Edwin Henry Lemare) звучали мощно, грандиозно и величественно.

На фото: органист Кристиан Иван, автор статьи Марина Андрейкина и органный мастер Владимир Кротов

Пьеса «Соборы» («Cathedrales») французского композитора Луи Вьерна из цикла «Фантастические пьесы» op. 55, оттенившая немецкую музыку второго отделения, рисовала музыкальный образ настоящего европейского собора, который становился все более зримым в хрустальных застывших аккордовых блоках и в загадочно переливающихся звуковых пассажах.

Перед концертом гость нашего города, австрийский органист Кристиан Иван дал эксклюзивное экспресс-интервью специально для читателей портала «Афиша и новости культурного Белгорода».

— Кристиан, очень приятно видеть Вас в Белгороде. Вы впервые в нашей стране?

— Это мой второй визит в Россию. И в первый, и во второй раз я рад играть для российской публики.

Кристиан Иван перед концертом в Белгороде дал экспресс-интервью для читателей сайта Афишка31

— Расскажите немного о себе. Как начался Ваш путь органиста? Вы играете на органе с детства?

— Я начал играть на органе с 13 лет, до этого занимался на фортепиано. Орган — особенный инструмент, он во многом отличается от других музыкальных инструментов, в нём есть что-то манящее. Именно тогда я понял, что орган — это мое призвание.

— Вы разносторонний музыкант: преподаете в Музыкальном университете в Граце, ведёте активную концертную деятельность, являетесь консультантом по проектам строительства и реставрации органов. Исходя из Вашего опыта, как Вы оцениваете органную исполнительскую культуру в Европе и России — есть ли какие-то явные отличия, особенности?

— Прежде всего, различия в том, что в Европе в силу преобладания католицизма орган активно используется в соборах и церквях, где органные сочинения исполняются не реже чем в концертных залах (если не чаще). В России же орган можно услышать в основном в филармониях и концертных залах. Несмотря на данные особенности, музыка, которая исполняется в Европе и России, одинаковая, универсальная. По-настоящему хорошую музыку можно исполнять и слушать где угодно.

— Сегодня Вы исполняете сочинения композиторов разных эпох — от Брунса и Баха до Регера. Есть ли у Вас любимые сочинения для исполнения на органе?

— Как органист я обожаю исполнять музыку Баха. Также мне нравится играть немецкую романтическую музыку. Например, сегодня в моем исполнении будут звучать сочинения Макса Регера, Рихарда Вагнера, которые я очень люблю…

— Исполняете ли Вы сочинения русских композиторов на органе?

— Пока не довелось, но в будущем вполне возможно.

— …Мы с радостью можем поделиться с Вами нотами! Считаете ли Вы себя продолжателем какой-либо традиции органного исполнительства?

— Когда я учился в Вене, мне не очень нравилось слышать о пианистической традиции органного исполнительства. Но сейчас, спустя несколько лет, мне говорят, и я ощущаю, что являюсь наследником этой традиции. И иногда, особенно на тех концертах, в которых я играю свои импровизации, слушатели замечают, что они звучат по-венски…

— В Вене есть дом-музей, посвящённый В. А. Моцарту, «Моцартхаус», в котором сохранились уникальные музыкальные часы 1790 года, исполняющие «Andante для маленького механического органа». Чувствуете ли Вы особую причастность и моцартовский дух, исполняя это сочинение?

— Это Моцарт, и этим всё сказано…

— Поделитесь с нами Вашими мечтами органиста?

— Я хочу сыграть на самом воодушевляющем органе. Многое зависит от того, на каком инструменте играешь, какой инструмент встречает тебя в гастрольных поездках (ведь органисты не могут брать свой орган с собой). Каждый инструмент для органиста особый. И дело не в том, какой он сам по себе — большой или маленький, старый или новый. Дело в том, какой эффект он производит на исполнителя и слушателей.

Дата публикации
06.04.2014 г.
Автор

Новости по теме