Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Искусство вне границ в художественном музее
На уходящей неделе, 11 декабря, в Белгородском государственном художественном музее состоялось открытие небольшой, но монументальной по своему смыслу выставки графики, о чём свидетельствует и её название — «Искусство вне границ». И с этим нельзя не согласиться!
Какими бы не были различными человеческие взгляды и убеждения, ничто так не объединяет всех нас — людей живущих на планете — как искусство, в котором отражаются истинные категории человеческой души. Концепционным акцентом выставки стали аксиологические функции и роль гуманистического искусства.
Но рождается вопрос, почему из всего видового разнообразия изобразительного искусства кураторы выставки избрали только графику?! По мнению сотрудников музея, точнее сложившуюся целостную систему взглядов и широкое течение мысли на понятие общечеловеческих ценностей отражает именно графика — древнейшее из изобразительных искусств.
Минимальный изобразительный графический набор: пятно, линия и монохромный цвет в меньшей степени отвлекает в произведении на эстетические эмоции, чем богатая на краски живопись, и тем самым, глубже увлекает своего созерцателя в смысл и тему, затрагиваемую автором.
В экспозиции представлены в основном произведения из собрания музея. Они утверждают заявленное название выставки широкой географией авторов. Это художники бывших союзных республик СССР, составлявших некогда в ХХ веке единое государство: Эстонии, Латвии, Грузии, Азербайджана, Украины, а также Венгрии — страны входящей в состав социалистического лагеря.
Грузинский художник Г. Глонти, азейбарджанский скульптор, график и режиссёр С. Курбанов, прибалтийские графики Б. Анцане, В. Толии, известный венгерский художник Ф. Бордаш говорят со зрителем на понятном каждому языке, независимо от того, кто ты — китаец или русский, англичанин или француз, мексиканец или немец, не разделяют национальных, гендерных и религиозных принадлежностей.
И даже свойственная многим художественным произведениям недосказанность здесь не является помехой, а естественной точкой молчания, вмещающей в себя взаимопонимание.
Экспозиционным акцентом выставки «Мскусство вне границ» стали две работы: «Девушка» Санана Курбанова и «Ветеран» Кролле Ингуна. В первой художник Санан Курбанов намеренно усредняет черты портретируемой до рафаэлевского образа эпохи Возрождения, обращаясь к гуманистическому искусству прошлого.
Автор буквально разрывает идеализированный портрет пополам линией, переходящей в цветок — он проявляется в первую минуту созерцания, а потом изящное растение превращается в разлом, в котором вырастают горы, монументальные складки земли, символизирующие глубину, сложность и необъятность внутреннего мира человека. Художник призывает помнить о том, что внешность — лишь оболочка главного — содержания.
Кролле Ингуна, напротив, в своём портрете обращается именно к внешности. Она усиливает глубину морщин старого, видавшего войны и смерти человека и превращает лицо живого человека в кору дерева, искорёженный мертвый ствол которого парит в небе над его головой, как символ всего пережитого и прожитого, как символ трагедии одной судьбы.
Человек в мире и мир в человеке — это главное, что акцентируется в любой работе, будь то архитектурный пейзаж старого Будапешта Бордаша Ференца, рыбацкие мотивы Уласа Пээтера и Аррака Хенно, а музыкальный мотив, как мелодия души каждого народа, пролёг красной нитью через всю экспозицию в работах «Музыка» Ивана Остафийчука, «Дуэт» Виве Толли, «Шарманщик» Гурама Глонти.
Как и любая выставка графики, каждый экспонат требует к себе сосредоточенного внимания, работу невозможно увидеть, а тем более достичь её смысла, не уделив ей некоторое время.
Всё это способствует погружению в тему и смысл выставки. Даже из расчёта по 2 минуты на экспонат, надо рассчитывать, что вы проведёте здесь не менее получаса. И эти полчаса, рассматривая работы и рассуждая о тех вещах, что относятся к жизни и нравам, которые совершенствуют и украшают человека в глобальном смысле, вы пробудете в рядах гуманистов и далёкого прошлого, и ещё недавнего прошлого — XX века, а сами будете представлять гуманистов настоящего!
- Дата публикации
- 15.12.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир (фото автора)