Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова выступил в Белгороде

13 декабря в Большом зале Белгородской государственной филармонии выступил Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова. Дирижёр — лауреат международных конкурсов Станислав Кочановский (г. Санкт-Петербург). Солист — лауреат международных конкурсов Павел Милюков (скрипка, г. Москва).

В программе концерта прозвучали: Б. Бриттен — Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра ор.10; Э. Шоссон — Поэма для скрипки с оркестром ор. 25; П. И. Чайковский — Симфония № 5 ми-минор.

Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова выступил в Белгороде

В год двадцатилетия симфонического оркестра Белгородской филармонии Белгород стал частью российского гастрольного маршрута Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова — старейшего (основан в 1936 г.) и одного из лучших симфонических коллективов нашей страны. Значение этого события в академической музыкальной жизни Белгорода трудно переоценить. Подобным по значимости было выступление в Белгороде симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в рамках «Московского пасхального фестиваля –2013» (в мае этого года).

Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова выступил в Белгороде

У истоков старейшего российского симфонического оркестра стоял Александр Гаук. Затем им руководили выдающиеся советские дирижёры Натан Рахлин и Константин Иванов. 35 лет (1965–2000 гг.) оркестр возглавлял Евгений Фёдорович Светланов, имя которого — за огромные заслуги перед российской музыкальной культурой — было присвоено оркестру в 2005 году.

Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова выступил в Белгороде

В 2011 г. художественным руководителем ГАСО России им. Е. Светланова становится выдающийся дирижёр российского происхождения Владимир Юровский (р.1972 г.), одновременно сохранивший за собой пост главного дирижёра Лондонского филармонического оркестра.

С 2012 г. симфонические программы с ГАСО России им. Е. Ф. Светланова для Владимира Юровского постоянно готовит молодой дирижёр Станислав Кочановский (р.1981), который в сезоне 2010–2011 гг. занял пост главного дирижёра Академического симфонического оркестра государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах.

Дирижёр — лауреат международных конкурсов Станислав Кочановский (г. Санкт-Петербург)

Станислав Кочановский родился в Петербурге, окончил консерваторию по трём специальностям: хоровое дирижирование, орган, оперно-симфоническое дирижирование. Кочановский выступает не только в симфонических концертах, но известен своими работами в оперных и музыкальных театрах в нашей стране и за рубежом, сотрудничеством с ведущими оркестрами России.

Станислав Кочановский много гастролирует, и характерная черта его гастрольной деятельности — выступления со многими молодыми талантливыми солистами.

 Солист — лауреат международных конкурсов Павел Милюков (скрипка, г. Москва)

В Белгороде с оркестром ГАСО солировал молодой скрипач, лауреат международных конкурсов Павел Милюков (р.1984). В белгородском концерте московский скрипач играл на раритетной скрипке 1872 г. французского мастера Ж. Б. Вийома, выданной ему из Государственной коллекции уникальных инструментов.

Первое отделение началось исполнением «Вариаций на тему Фрэнка Бриджа» Б. Бриттена (1913­–1976), включённого в программу гастролей в связи со 100-летним юбилеем классика английского музыки ХХ века.

Это раннее (1936) сочинение — дань уважения молодого композитора оному из своих учителей, композитору, скрипачу и альтисту Ф. Бриджу ( 1879–1941), одному из самых образованных и разносторонних музыкантов ХХ века. Своё уважение к Ф. Бриджу гениальный ученик выразил в словах благодарности за «скрупулёзное внимание к хорошей технике, которая позволяет ясно выражать свои мысли. Именно Фрэнк Бридж привил мне стремление к техническому совершенству».

Станислав Кочановский

Это одно из первых сочинений, где Бриттен демонстрирует превосходное владение вариационной формой, великолепное понимание возможностей струнного оркестра. Оркестр здесь бесконечно разнообразен: он звучит то весомо, мощно, торжественно, то песенно-полнозвучно, то невесомо и рассредоточено. 10 вариаций имеют жанровую и стилевую подоплёку, опираясь на струнную музыку своих предшественников: от И. С. Баха и Й. Штрауса до Г. Малера и Дм. Шостаковича. Это замечательное, но не часто звучащее в Белгороде сочинение (это было его второе исполнение; первый раз «Вариации» звучали под управлением первого главного дирижёра оркестра БГФ Александра Шадрина более десяти лет назад) прекрасно показало точность, полноту и экспрессию струнной группы ГАСО.

Скрипка в руках Павла Милюкова как солирующий голос и как часть насыщенного и плотного звукового полотна царила в «Поэме» для скрипки с оркестром (1896 г.) Эрнеста Шоссона; пьесе, которую также не часто приходится слушать в Белгороде. Творчество трагически погибшего (1855–1899) Э. Шоссона принадлежит к линии позднеромантического французского симфонизма, представленной школой С. Франка и В. д’Энди, но одновременно впитавшей и прозрачные краски импрессионизма Дебюсси.

В Белгороде впервые выступил Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова

Из четырёх законченных симфонических партитур Э. Шоссона «Поэма» стала поистине культовым сочинением, входящим в репертуар многих скрипачей. Не близкий школе С. Франка и, в частности, Э. Шоссону, Морис Равель писал об этом сочинении (которое первоначально называлась «Поэма Любви и Моря» и было написано для голоса и оркестра): «С самого начала звучания основных тем мелодия и гармония слиты воедино. От музыки исходит самое нежное очарование. Оркестр, подчас перегруженный, но всегда обаятельный, передаёт с самым тонким пониманием обрисованные поэтом пейзажи».

Глубокий лиризм и искренность высказывания музыки Э. Шоссона нашли самое тонкое исполнительской воплощение, заставляя вспомнить данную зарубежной прессой характеристику Станислава Кочановского как «дирижёра уникального в своём современном ощущении музыки любого стиля».

Во втором отделении достаточно хорошо знакомая белгородским слушателям 5-я симфония Чайковского прозвучала в исполнении ГАСО как «оптимистическая трагедия» в той исполнительской традиции, которая была дана оркестру великим Е. Ф. Светлановым. При этом такого великолепного, плотного, без малейшего зазора между частями сложного оркестрового организма, такого внутренне спокойного без всякой взвинченности (несмотря на глубокие драматические коллизии) этой «трагедии с оптимистическим финалом» здесь слышать ещё не приходилось.

И вряд ли можно спорить с тем, что сегодня такое исполнение звучит как нельзя более современно.

Дата публикации
14.12.2013 г.
Автор