Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Пространство цвета Маргариты Скорбач
«Пространство цвета» — так Маргарита Скорбач назвала свою выставку, презентация которой состоялась 6 сентября в Белгородском государственном художественном музее. Выставку работ в технике акварели и гуаши приурочили к 40-летию автора.
Маргарита Скорач уже многие годы работает преподавателем в Детской художественной школе Белгорода, ведёт довольно активную творческую жизнь — стала членом Белгородского регионального отделения Творческого союза художников России, входит в объединённую группу под названием «Керосин», выставки которых часто можно увидеть на различных экспозиционных площадках города.
В Художественном музее работы Маргариты Скорбач также выставляются не впервые, но, тем ни менее, ни одна из представленных на суд зрителя в этот раз ни разу не экспонировались в музее. Автор сформировала свою выставку из четырнадцати лучших по её мнению работ, созданных в 2012–2013 гг. В основном это пейзажи, тематические и собирательно-символические натюрморты, а также несколько портретных женских образов.
По первому зрительскому впечатлению человека, знакомого с работами Маргариты, автор по прежнему верна «своей» цветовой гамме — в акварелях преобладают коричневые, фиолетовые и чёрные оттенки, сочетание которых придаёт им монохромный цветовой характер.
Автора явно впечатляют и вдохновляют состояния природы, которые можно охарактеризовать, например, как «сумерки ранней весны», или «пасмурный день конца февраля», или «вечер над рекой в конце октября»… Даже фрагменты пейзажа, который автор включает в свои натюрморты с символическим подтекстом, имеет или ночной, или позднеосенний характер.
Поэтому не каждому зрителю, пришедшему на выставку, будет понятен смысл названия выставки — «Пространство цвета», от которого ожидаешь скорее импрессионистических работ. В какой-то мере оправдывают его несколько листов в технике гуаши, которые, действительно, в сравнении с авторскими акварелями, весьма яркие и даже декоративные по своему решению.
Например, пейзаж с водоёмом на первом плане под названием «Июль» решён в преобладающем сочетании отдельных мазков синего и жёлтого с отдельными штрихами глубокого чёрного, белого, сиреневого. Хотя стоит уточнить: здесь синий — это не просто синий цвет. Это насыщенный ультрамарин, который в доминанте в сочетании с холодным розовым присутствует ещё в паре работ автора на выставке.
На этом, пожалуй, весь разговор о цвете и заканчивается. Но стоит согласиться, что ранее такая яркая цветовая палитра в работах Маргариты Скорбач не наблюдалась, и это свидетельствует об определённом авторском шаге «в сторону», об эксперименте в своем творчестве.
Не совсем впервые, но более обстоятельно, автор взялась за жанр портрета. Однако это именно «жанр портрета», а не совсем портреты как таковые. Похожи они на собирательные образы романтических девушек, лиц которых автор сознательно не конкретизирует, а больше старается сказать и передать через сочетание то широкого мазка, то короткого цветового штриха, добиваясь ощущения вертикальной динамики и изобразительной энергии своей кисти. Этому выводу вторят и названия самих работ: «Дама в белом», «На улицах старого города»…
Для многих на выставке останется дискуссионным вопрос о том, к какому же виду искусства можно отнести работы Маргариты Скорбач. Широкий, энергичный мазок авторской кисти уводит в мысли о живописи, но цвета и соотношения явно решают графические изобразительные задачи.
Сотрудники Белгородского художественного музея свое решение приняли и классифицировали работы как «графические». Но всё, что касается творчества, — спорно. Ведь чёрным цветом, как утверждают художники, можно «писать», создавая сложные живописные соотношения, а можно «рисовать», формируя свето-теневую и тоновую моделировку.
Это уже решать вам, исходя из полученных впечатлений от знакомства с творчеством Маргариты Скорбач.
- Дата публикации
- 10.09.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир (фото автора)