Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Александр Князев и Никита Борисоглебский сыграли в Белгороде Баха

19 декабря монографическая программа сольных и ансамблевых органных и скрипичных произведений И. С. Баха прозвучала в Белгороде в исполнении эксклюзивных артистов Московской филармонии народного артиста РФ Александра Князева и лауреата международных конкурсов Никиты Борисоглебского.

Окончание календарного года в стенах Белгородской филармонии ознаменовалось выступлением в одном концерте — ансамблевым дуэтом скрипки и органа и их соло — двух знаменитых отечественных исполнителей экстра-класса в строгой, абсолютно академической программе «высокой классики».

Монографическая программа сольных и ансамблевых органных и скрипичных произведений И. С. Баха прозвучала в Белгороде

Напомним, что первое знакомство белгородских слушателей с Никитой Борисоглебским состоялось в прошлом сезоне, в феврале 2012 г. — в сопровождении симфонического оркестра БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина он солировал в скрипичном концерте П. И. Чайковского.

Виолончелист и органист Александр Князев (р. 1961), которого называют одним из самых харизматичных музыкантов современности, выступил в Белгороде впервые как органист. Многое в творческой судьбе прославленного музыканта, пользующегося мировым признанием, поражает воображение прямо-таки бетховенским пафосом «схватки с судьбой».

Народный артист РФ Александр Князев 

В 16 лет юный виолончелист победил (3-я премия) на VI Международном конкурсе им. Чайковского 1978 года. Последовали многочисленные предложения, открывались блестящие концертные перспективы, но через два года его настигло тяжёлое мышечное заболевание рук. В это время, когда А. Князев не мог играть на виолончели, он увлёкся органом и окончил Нижегородскую консерваторию как органист. Возвратившись после излечения, в которое не верили даже врачи, к концертной деятельности виолончелиста, в 1990 г. Князев принимает участие в IX Международном конкурсе Чайковского и завоёвывает 2-ю премию.

В последние два десятилетия, ведя активную концертную деятельность полиинструменталиста, он с огромным успехом выступает в лучших концертных залах мира, с музыкантами мирового класса и ведущими оркестрами. Его репертуар отличается универсальностью и большим количеством переложений.

Александр Князев и Никита Борисоглебский сыграли в Белгороде Баха

Подтверждением высочайшего уровня мастерства А. Князева стали премии на международных конкурсах им. Г. Кассадо во Флоренции и UNISA в ЮАР, которых он был удостоен вместе с женой, пианисткой Екатериной Воскресенской, трагически погибшей в автокатастрофе в 2004 г. Как признавался музыкант в одном из интервью, выйти из тяжелейшего длительного душевного кризиса ему помогла музыка И. С. Баха.

В белгородском концерте прозвучали две жемчужины баховского органного репертуара — известные Фантазия Соль-мажор BWV572 и хоральная фантазия «Грядёт язычников спаситель» BWV 659. Абсолютным проникновением в стиль Баха прозвучала Фантазия с её столь запоминающимся началом, напоминающим трепетание сверкающих ангельских крыльев и хоральная фантазия соль-минор — мистическая тайна предощущения неизбежности грядущего просветления.

Лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский

В Партите № 3 Ми-мажор Баха для скрипки соло в исполнении Никиты Борисоглебского белгородским слушателям выпала очень редкая возможность любоваться первозданной красотой звучания инструмента в одном из его самых совершенных проявлений. В трёх Сонатах для скрипки и клавира BWV 1006–1008 (партия клавира исполнялась в переложении для органа) исполнение соединяло глубочайшую эмоциональность и, одновременно, огромную внутреннюю дисциплинированность и строгость. Это был тот настоящий подлинный Бах, не старавшийся «угодить», которого на нашей концертной эстраде можно услышать очень не часто.

Эти три сонаты и партита были созданы Бахом в 1720 г. в Кётене, в год, отмеченный очень тяжёлыми и горестными личными переживаниями — в тот год композитор потерял горячо любимую жену Марию-Барбару. Хотя музыкальная эстетика баховской эпохи не допускала выражения в музыке личных чувств, но одно из самых прекрасных мелодических откровений Баха — медленное скорбное Адажио из Сонаты № 3 в звучании скрипки и органа — заставляло задуматься о глубоко личном чувстве, лежащем в основе этого глубоко проникновенного Lamento.

Особенность всех сонат Баха для скрипки и клавира (органа) состоит в том, что Бах впервые поставил в равное со скрипкой положение клавир (орган), который прежде играл сугубо аккомпанирующую роль. За взаимодействием скрипки и органа в дуэте двух блестящих исполнителей зал следил с неослабевающим восхищением. В этом ансамбле доминировал эмоциональный, изумительно красивый и очень разнообразный звук скрипки, тогда как орган создавал — в пространственной перспективе — объективированный, богатый и совершенно самостоятельный пласт звучания.

Казалось, что и нешумные аплодисменты после окончания музыки были очень деликатной благодарностью прекрасным музыкантам за открывшиеся перед слушателями глубины великого Баха.

 

Дата публикации
20.12.2012 г.
Автор

Новости по теме