Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Белгородский Камерный хор принял участие в открытии филармонического сезона в Курске
1 октября Камерный хор Белгородской Государственной филармонии (главный дирижёр — Елена Алексеева) участвовал в исполнении кантаты Дж. Россини «Stabat mater» для 4-х солистов, хора и симфонического оркестра, которая прозвучала на открытии 77-го концертного сезона Курской филармонии.
Исполнение россиниевского вокально-симфонического шедевра в Курске и приглашение для этого исполнения белгородского хора инициировала солистка Курской филармонии Ирина Стародубцева. Это событие вызвало у курской публики большой интерес — по словам художественного руководителя филармонии Елены Спасской, билеты на концерт были раскуплены почти за месяц.
Исполнение кантаты Дж. Россини «Stabat mater» провёл художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Курской филармонии Игорь Сукачев. Солисты — заслуженная артистка РФ Ирина Стародубцева (сопрано, г. Курск), лауреат международных конкурсов Светлана Секретарь (меццо-сопрано, г. Москва), заслуженный артист РФ Валентин Дубовской (тенор, г. Москва) и народный артист РФ Пётр Глубокий (бас, г. Москва).
В 2012 году, юбилейном для великого итальянца (220 лет со дня рождения Россини) и юбилейном для его бессмертного шедевра (170 лет первого исполнения «Stabat mater»), в Центрально-Чернозёмном регионе эта кантата прозвучала второй раз. В мае она была исполнена в Воронежской филармонии при участии сводного хора из трёх городов (Орла, Липецка и Тамбова), солистов: Ирины Стародубцевой, заслуженных артистов РФ Ксении Вязниковой и Михаила Казакова (бас) и Марата Бали (все — Москва) и Воронежского Молодёжного симфонического оркестра под управлением французского дирижёра Жака Маро.
Следует заметить, что состав участников-хористов в Воронеже — около ста человек — приближался к парижской премьере 1842 г. Осуществить подобное в Курске было невозможно в силу небольшого размера сцены и главного концертного зала Курской областной филармонии, но, тем не менее, курская публика была захвачена как музыкой, так и исполнением.
Как известно, Россини, написав 38 опер, замолк в зените своей оперной славы в 1829 г. и в последние 38 лет жизни лишь несколько раз взялся за перо. История появления на свет кантаты в результате хитроумно-запутанных взаимоотношений знаменитого композитора со своими современниками — друзьями, учениками, почитателями, меценатами, издателями — тема увлекательного, интригующего, но отдельного повествования.
Несмотря на оглушительный успех первого исполнения, современная Россини критика упрекала его в светском, слишком «оперном» для духовного сочинения характере музыки. Однако, именно искрящаяся жизнерадостность, вкупе с глубоким религиозным драматизмом, вот уже более полутора столетий неотразимо влекут к себе и исполнителей и слушателей.
10-частная композиция кантаты обрамлена большими номерами с участием всех исполнителей — Интродукцией и Финалом с двойной хоровой фугой. Эта мощная фуга, построенная с редким полифоническим мастерством, отмечена и непревзойдённым обаянием итальянской мелодики. В Финале много контрастов — здесь в первоначальном виде появляется мрачная оркестровая тема начала Интродукции, которая затем резко переходит в апофеоз, когда все исполнители сливаются в едином экстатическом порыве.
Интродукция и Финал — это своего рода мощная хоровая арка, внутри которой находятся вокальные и ансамблевые номера. Неотразимо обаятельные широкие и распевные россиниевские мелодии, особенно у солистов, насыщены эффектными верхними нотами и виртуозными каденциями.
Хор, который использован в пяти из десяти номеров кантаты, имел возможность показать себя во всём блеске, чем белгородские музыканты и покорили достаточно искушённую курскую публику. Прекрасно прозвучали два номера а capella: № 5 Речитатив баса с хором с начальной унисонной темой мужских голосов, имитирующих грегорианский хорал, и № 9 а-капельный квартет с хором, едва ли не самый сложный эпизод кантаты, где хор Елены Алексеевой, стоявший в основании сложной вокальной пирамиды, непоколебимо держал (и удержал) строй в насыщенной хроматическими интонациями теме. Интересно, что именно №№ 5 и 9 приводили в восторг такого непримиримого антагониста Россини как Вагнер.
Многочисленные инструментальные соло исполнялись оркестром с увлечением и энтузиазмом, в котором тонули небольшие погрешности вроде нечёткого соло валторн во вступлении к № 7 (каватина меццо-сопрано «Дай распятия Христова муку смерти разделить»).
После концерта белгородские музыканты возвращались домой с чувством глубокого удовлетворения. Польза и плодотворность подобных творческих контактов несомненны и, скорее всего, их продолжение последует.
И надо надеяться, что Камерный хор Белгородской государственной филармонии, пополнив свой репертуар ещё одной «Stabat mater», угостит и белгородскую публику россиниевскими «ананасами в шампанском».- Дата публикации
- 02.10.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото автора)
Топ новости
Новости по теме
-
Шедевры барокко, или Белгородское завершение Года культуры в России
23 декабря 2014 года в Малом зале Белгородской государственной ...24.12.14 -
Проект «Воззвала душа» обретает новых слушателей
12 октября благотворительными выступлениями в Краснояружском районе на Белгородчине завершится цикл ...11.10.17 -
«Воззвала душа»: Музыка, которую должен услышать каждый
Первые концерты нового социально значимого проекта ...17.06.17 -
Концерт-сюита в большом зале Филармонии
Вчера в Большом зале Белгородской государственной филармонии с большим успехом состоялся первый ...17.10.12 -
Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко
После памятного концерта камерного оркестра Белгородской ...22.02.12