Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Графика Станислава Никиреева в Белгороде

Не так давно выставочный зал «Родина» представлял зрителям замечательную выставку известного белгородского графика, заслуженного художника России Владимира Козьмина. Но мало кто – разве что коллеги-художники да сотрудники музеев – знал о том, что в мастерской Владимира Владимировича хранится немалое количество офортов его друга и учителя, графика из Подольска Станислава Никиреева (1932–2007). Идея сделать выставку работ Никиреева возникла давно, еще при жизни Станислава Михайловича, – но воплотилась лишь сейчас: открытие выставки в «Родине» состоялось 10 июня сего года.

Крупнейший белгородский график, Станислав Косенков, который также был знаком с Никиреевым, называл его «уникальным» – за виртуозное вла­дение техникой и за серьёзное отношение к предназначению художника. Действительно, таких художников, как Никиреев, который был способен работать над одним офор­том многие месяцы, сейчас прак­тически нет. Да и вообще число настоящих мастеров офорта – весьма сложной графической техники – не так уж велико.

Владимир Владимирович Козьмин рассказывает об истории возникновения коллекции офортов Никиреева

Что касается самых известных работ Никиреева – а многие из них представлены на выставке в Белгороде – то говорят, что нет такой фототехники, которая могла бы передать потрясающий эффект его работ. Но эффект не был целью Никиреева, хотя он и занесен в книгу рекордов Гиннеса как человек, изобразивший максимальное количество деталей (78) на 1 см.

Тонкая работа, множество деталей и невероятные возможности, которые, как выясняется, скрывает в себе офорт, – все это, безусловно, поражает зрителя, неважно, профессиональный это художник или человек далекий от искусства.

С. Никиреев. Зима

Но в произведениях Никиреева есть не только это. Главное – за всем этим присутствует цельный взгляд на мир, любование каждой его малозначительной на первый взгляд деталью. Причем эта цельность сохраняется несмотря на месяцы кропотливой работы над каждым миллиметром произведения. Здесь следует напомнить, что офорт – одна из наиболее сложных техник гравюры на металле, позволяющая получать оттиски с печатных форм, поверхность которых, включая нанесенные офортной иглой изображения, протравливается кислотами (фр. eau-forte – азотная кислота, буквально – «крепкая вода»).

С. Никиреев. Старая ива

Несколько лет назад мне довелось побывать в Подольске на большой юбилейной выставке Станислава Никиреева. Там представилась возможность увидеть, как развивалось творчество мастера – от беглых набросков и карандашных зарисовок, выполненных довольно размашистым штрихом, до утонченных многодетальных рисунков и офортов.

С. Никиреев. Фросин двор

Были на той выставке и студенческие работы (в 1957 году С. Никиреев окончил Пензенское художественное училище, а в 1963-м – Суриковский институт в Москве, учился у знаменитого графика и книжного иллюстратора Е.А. Кибрика). Поразило, что даже в работах на производственные темы, выполненных в эти годы, присутствует одновременно и любование энергией больших заводов, и потрясающий художественный эффект, который художник заметил и точно перенес в рисунок. Ну и, конечно, знаменитые поздние офорты.

На фото из архива В.В. Козьмина Станислав Никиреев

Позже, на лекциях по истории искусства для студентов-художников я обычно показывала произведения С. Никиреева как пример современного офорта. Причем сначала показывался слайд с небольшим фрагментом гравюры, и уже он один вызывал восхищенные вздохи, а потом оказывалось, что это лишь малая часть произведения. И очень хорошо, что на выставке в «Родине» всем желающим предоставляется возможность посмотреть на графику Станислава Никиреева через лупу – это хотя бы на один шаг приближает простого зрителя к кропотливой работе, которую проделывал художник.

Напомним, что выставка графики Станислава Никиреева продлится только до 26 июня.

Дата публикации
21.06.2011 г.
Автор

Новости по теме