Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Гуша Катушкин: Я пою для улиц... и для «Лоскутов», конечно

Если верить социальным сетям, в Белгороде живет не менее двух десятков мужчин с именем Сергей и фамилией Колесников. Однако только один из них носит псевдоним Гуша Катушкин, пишет песни, исполняет их сам или в составе группы «Ансамбль имени человеческого фактора», и именно он дал вчера акустический концерт в арт-подвале «Лоскуты».

Музыкант появился в подвале с небольшим опозданием, но пообещал, что компенсирует ожидание и сыграет не только старые «проверенные» песни, но и кое-что новое. Так и пошло: публика заказывает то, что уже когда-то слышала, потом Сергей исполняет то, чего в Белгороде еще не играл.

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)

«Девочка с пирсингом на языке», «девочка, спящая на потолке» и еще тридцать две «девочки» открывают программу – эту песню попросили сразу. Дальше – «свежачок-пресвежачок: песенка про мальчика, который на почве любви под воздействием каких-то гормонов превращается...хм...в собаку».

За аплодисментами следует новый заказ из зала: «Давайте "Машу"»! Одну композицию зал поет практически хором, следующую – внимательно слушает и запоминает, чтобы потом тоже подпевать. В перерывах между песнями Гуша беседует со зрителями.

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)

«Седьмого января я по делам поехал в Харьков. Собрался домой – и тут вспомнил, что у поэта Жени Сои через два дня день рождения. Чтобы не ездить туда-сюда, я отправился ночевать в «Тмин» – такое заведение, похожее на «Лоскуты».

Концертов не было, поэтому из развлечений у меня были только балалайка, черниговская гитара, у которой струны на воооооот таком расстоянии, и две книжки: сборники стихов Сои и днепропетровского поэта Максима Волоханя.

Денег на подарок не было, вот я и решил подарить Жене песню на его же стихи. Получился настоящий поп-шлягер: там есть и вокзалы, и аэропорты, и анорексия, и даже модное «ю-ху». На создание «Эха тысячи вокзалов» ушло более трех жениных стихов... В общем, слушаем»...

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)  Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)

В арсенале Сергея – не только романтическая музыка. Заказ «давайте про "АвтоВАЗ"» раскрыл музыку Гуши с новой стороны: слова и у этой песни, и у прозвучавших следом «Теплой войны» и «Буэнос-Айреса», несут какую-то таинственную философию. Слушатели молчат, в диалог не вступают – только благодарно аплодируют после заключительных аккордов. Но погружение в себя продолжается недолго.

«Следующая песня – тоже про любовь. Написана была в обеденных перерывах комбината по переработке стихов Ес Сои, но на тексты Максима Волоханя. Называется «Тереза из Франкфурта». Чуть позже прозвучала еще одна песня по творчеству днепропетровского поэта – «Макс Пэйн» – на украинском языке. Впрочем, то, что она про любовь, все поняли без перевода.

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)

Второе отделение получилось немного грустнее первого: то про осень на улице, то про осень на душе. Новые «Тяжелый лайнер», «Больше никогда так не делай» перемежались с «Пальцами-якорями», «Это просто осень», «Блокбастером», «Не забыть бы позабыть...» и другими хорошо знакомыми публике композициями.

«Пережил ли я события песни про человека-паука?» – Сергей начинает новую историю, зал смеется: все помнят строчку «Ущипни за попку человека-паука». Музыкант невозмутимо продолжает: «Однажды, в далекие... пускай семидесятые, я находился в одном селе. Тропинка узкая лесная привела меня к полянке (на этих словах зал валяется от смеха и выдает комментарии вроде «"Полянка" – это настойка такая» – прим.авт.), а на той полянке бабушки прыгали через костер и пели запрещенные колядки.

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород) 

Я сел в кустах и стал записывать, чего они поют, но они меня заметили, отобрали блокнот и сожгли, сказали, мол, эти слова могут не только благо людям приносить, но и натворить много бед. Но я все же кое-что запомнил, записал дома... Потом показывал одному специалисту, и он сказал, что если правильно соблюсти ритуал, свечи расставить как надо, эти слова действительно окажутся магическими. Фрагменты тех колядок и использованы для песни. И не надо шутить: человек-паук, между прочим, это не только герой комиксов, бегающий в трико, но и персонаж фольклора».

И дальше следует не просто традиционное исполнение песни, к которому все привыкли. «...Подружиться срочно с человеком из песка-а... Хоп! – И в этот момент бабушка перепрыгивает через костер...» – гитарная партия возобновляется, песня тоже продолжается, – «...полетишь на крыльях человека-мотылька-а-а... – а тут она замечает меня, и у меня прямо сердце в пятки уходит...». Публика в восторге – целый мюзикл на известную песню.

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)  Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)

Каждая песня в исполнении Сергея – маленький радиоспектакль, в котором играют интонации, многозначительные паузы, смысл и, конечно, гитара – то аккордами, то переборами, то соло Игги Попа, то неповторимый аккомпанемент специально для «Я тот самый...».

Третье отделение состояло из заказов слушателей – многие ушли домой, чтобы успеть на общественный транспорт, поэтому концерт завершался в тесном кругу любителей «Зубов мудрости», «Невидимых городов», «Мясорубки любви», «Вирджинии Слимс» и «Мечты каждой девочки».

Напоследок задаю Сергею вопрос: «Как больше предпочитаете выступать – соло или с группой?». Музыкант со смешком отвечает, что хорошо и так, и эдак: «Я люблю и когда вижу вас, и когда не вижу. Акустический концерт – это контакт, это разговор. А выступление с группой – это уже какой-то шаманизм».

Гуша Катушкин. Концерт в арт-подвале «Лоскуты» (Белгород)

Небезызвестный в Белгороде Олег Проскоков как-то сказал: «Слава Гуши Катушкина почему-то покатилась по соседним республикам, хотя сам он родом из России и живет в одном с нами городе. Но ничего, ситуация наверняка скоро изменится».

Судя по количеству зрителей вчерашнего концерта, директор «In-Rock»’а не ошибся: аудитория поклонников Гуши от выступления к выступлению растет, причем, она состоит как из студенток, падких на лирические тексты, так и из людей постарше, ценящих в творчестве Сергея что-то другое: видимо, честность, точность, неподдельность.

И, пока вы читаете о белгородском концерте, Сергей уже успел выступить с утра в Харькове – там, где с его музыкой уже хорошо знакомы. Чего и вам желаем.

Дата публикации
16.01.2011 г.
Автор

Топ новости