Новости кино и обзоры кинопремьер недели
Белгород вновь принял «Джазовую провинцию»
4 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии, несмотря на слегка дождливую погоду, было очень жарко. Белгородских джазменов и меломанов встречал настоящий праздник джазовой музыки, который состоялся благодаря XVIII Международному ежегодному фестивалю «Джазовая провинция».
В рамках фестиваля в Белгороде прошёл концерт с участием первоклассных музыкантов из США — Билла Эванса (саксофон), Дэйва Андерсона (бас-гитара), Митча Стейна (гитара, вокал), Джоша Диона (ударные, вокал) и Райана Кавано (банджо).
«Закрой глаза на мгновение, настройся на новую волну», — скажут себе многие в начале рабочей недели. Но не все смогут это сделать, особенно те, кто побывал в понедельник на джазовом вечере. ТАКУЮ музыку и ТАКИЕ эмоции забыть и откинуть прочь просто невозможно! Пронзительные звуки саксофона не дают покоя, гитарные соло впиваются в память, а ударные в сочетании с вокалом будоражат сознание и побуждают к действию!
Всё дело в том, что, придя на концерт «Провинции», слушатель внезапно оказывается в самом центре джазовой культуры и попадает в иное пространство, где правят ошеломляющие, безудержные импровизации и свободные, захватывающие ритмы. Он забывает, что находится в центральной России, а не в джазовых клубах Манхэттена, где эти эмоции — дело привычное...
Очередное нашествие на Белгород фестиваля «Джазовая провинция», который, как многие помнят, организован замечательным джазовым пианистом и композитором Леонидом Винцкевичем, открыл новые имена потрясающих исполнителей джаза. В центре музыкального вечера была игра знаменитого американского саксофониста, обладателя премии «Грэмми» Билла Эванса и его группы «Soulgrass». Такой микс звучаний услышишь не каждый день: легкий блюз, мелодичный фьюжн с невероятным скоростным порывом, кантри, джаз-рок, фанк, блюграсс.
Живые импровизации в сочетании с чувством ансамбля и творческой фантазией — многого стоят! Нужно отдать должное американским музыкантам, которые играли с полной отдачей, с помощью языка джаза донося своё мироощущение до каждого слушателя в зале.
Билл Эванс показал не только первоклассную технику, но и смелые, неожиданные мелодические проведения, которые всякий раз получали новые регистровые оттенки и особые градации теплой, матовой тембровой окраски. Неслучайно музыкант творит в самых разных направлениях джаза от джаз-рока до рэгги, фанка, блюграсса и хип-хопа.
Райан Кавано отличился непосредственно отличным владением своим музыкальным инструментом — банджо, который традиционно используется в музыке стилей кантри и блюграсс. Гитарист Митч Стейн и бас-гитарист Дэйв Андерсон зарекомендовали себя в качестве хороших ансамблистов, с легкостью вступая в импровизационные диалоги с другими участниками квинтета.
Пожалуй, более всех удивил Джош Дион, который на протяжении более двух часов (с небольшим перерывом) бесперебойно «держал на себе» всю метро-ритмическую и динамическую основы выступления ансамбля, — да и как «держал»! Таким порыву эмоций, накалу страстей и безудержной энергии можно только позавидовать в хорошем смысле этого слова.
Именно Джош восседал на дополнительной сцене — его ударная установка была установлена на красном пьедестале с постеленной посредине красной ковровой дорожкой, что придавало еще большую эффектность всему зрелищу. Но и это еще не всё: Джош явился и джазовым вокалистом вечера, одаривая публику крепким, здоровым, приятным вокалом.
Фестиваль «Джазовая провинция» стал знаковым ежегодным событием центральной России. Без этого фестиваля уже невозможно представить себе российскую осень. Это нечто большее, чем просто цикл передвижных концертов джазовой музыки. Это идущая со сцены чистая любовь музыкантов, огромное желание поделиться частичкой себя и своего творчества, стремление стать ближе к слушателю.
Почему же джаз так привлекает и профессиональных музыкантов, и любителей и даже тех, кто совсем не обучался музыке? Что заставляет их идти на концерт, слушать, анализировать и размышлять об услышанном? В джазе нет рамок, нет границ и условностей, в нем нет прописанных нотных партитур и установленных заранее динамических оттенков. Зато в нем есть чувства, драйв, энергия, порыв, которые, несомненно, передаются слушателю, и ему хочется быть там вновь и вновь.
«Джаз — это стилистика жизни... Джазовый музыкант не исполнитель. Он — творец, созидающий на глазах у зрителей свое искусство — хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок...» (С.Довлатов)
- Дата публикации
- 05.11.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Марина Андрейкина (фото Михаила Малыхина и Сергея Севастьянова)