Культурный лайфхак: события, факты, советы



Актуальное искусство vs искусство релевантное

Что такое contemporary art, каковы его критерии, как его понять, и зачем оно нужно? Об этом и другом рассказал Владимир Кадыгроб, куратор художественных и общественных проектов, арт-менеджер, основатель платформы для современного искусства Kadygrob & Taylor, во время встречи с участниками MBA-программ.

О современном искусстве

Для искусства очень важны две вещи: время и место. Если мы сейчас посмотрим на графику Пикассо, мы можем не воспринять это как искусство. Нам покажется, что это обычная графика. Но если бы эта графика не была создана в 50е годы прошлого века, может быть, для нас сегодня было бы актуальное другое искусство. Это направление человеческой деятельности эволюционирует очень быстро за последний век, и если вы понимаете актуальное искусство вашего времени, скорее всего, вы понимаете современность.

Актуальное искусство vs искусство релевантное. Можно привести пример: большая выставка современного искусства — Венецианская биеннале — создается следующим образом: куратор, исследуя тематику и контекст, работает с различными работами. И выставляет как работы ХVIII века, так и специально созданные для данной выставки современные экспонаты. Их разделяют. В этом и есть преемственность искусства. Другими словами, современные художники или кураторы, что сейчас занимаются исследованием, находятся в одном пространстве с Моне или Веласкесом.

В определении понятия «современное искусство» существует языковая ловушка: «современное» необязательно означает «то, что создано сейчас». То, что называется «contemporary art» — это самостоятельное направление в современной культуре, и занимается оно совсем другими вопросами, чем искусство в 20 веке. Это — искусство исследования.

Некоторые люди считают, что в первую очередь искусство должно быть красивым, качественным, хорошо выполненным, с соблюдением всех академических правил. Но это не имеет никакого отношения к искусству. Если художник, график, дизайнер или скульптор создает сегодня хорошую вещь — это продукт для интерьера. И это напрямую связано с рынком. К сожалению, большой процент рынка салонов искусства — это чистый «развод» со стороны художника, дилера или галереи. Бренд «contemporary art» просто используется для того, чтобы продать дороже.

Когда вы покупаете хорошо сделанную, ремесленную вещь для декора, например, вазу в магазине, — как только возникает царапина, или проходит мода, она теряет в цене. Объект, имеющий культурную ценность, за 10 лет может стоить на арт-рынке в 50 раз дороже.

Кроме понятного всем ремесла, есть направление, которое также неправильно считается искусством — это креатив: очень креативные рисунки или объекты в сопровождении непонятных текстов, называют мегаконцептуальной идеей. Креатив скорее касается сферы рекламы и маркетинга — и из него происходит.

Разделение на художников, графиков и скульпторов давно в прошлом — сейчас только художник. Теперь художника не спрашивают, какими средствами он пользуется, спрашивают, какую тему он исследует, над чем работает.

Когда вы приходите в место, где можно встретить искусство, вы можете «надеть на себя другую оптику», чтобы его «прочитать». Говорят, что современное искусство — это способ понимания мира. Единственный вариант восприятия этого искусства — это подготовиться и довериться профессиональной среде. Подготовиться — это значит изучить контекст, «матчасть» — хотя бы в общих чертах. Если мы приходим из повседневной суеты на выставку и хотим все сразу понять — не получится.

Чтобы найти современное искусство в новом городе, определите для себя интересные институты с хорошей репутацией. Например, MoMA в Нью-Йорке, MUMoC в Вене или TATe в Лондоне. Если вас это «цепляет» — значит, для вас это искусство.

Об инновациях

Современное искусство — это постоянные изменения, постоянные открытия нового, выход за пределы, это поиск. Экспертов всегда удивляют люди, которые декларируют инновационный подход в бизнесе, пользуются айфонами — и одновременно готовы воспринимать только творчество Шишкина или Репина. А все, что дальше, вызывает у них категорическое неприятие. Шишкин — это прекрасно, но существует и другой мир, современный.

Искусство развивает когнитивные функции, учит критическому отношению. Это полезно для общества, для компании, или человека, стремящегося к устойчивому развитию.

Одна из любимых многими цитат: «Сначала человек формирует место, а затем место формирует человека». Вы не осознаете той атмосферы, в которой находитесь. Если вас постоянно давят памятники из тоталитарного прошлого, просто агрессивная среда, то у вас будет меньше энергии, творческого потенциала, стремлений. Когда вы находитесь в гуманной среде, вы и чувствуете себя по-другому.

В Англии существует программа реабилитации детей из неблагополучных семей, в рамках которой их привлекают к искусству: они танцуют, рисуют, общаются. Исследования доказывают, после таких программ люди совершают на 80% меньше тяжких преступлений. Благодаря творчеству «включаются» тонкие эмоциональные моменты, формируются гуманные ценности.

Формировать определенный уровень культуры в обществе — это в определенной степени ответственность государства. Но кому это важно — государству, которое хочет воспользоваться обществом или самому обществу? Скорее, второе, а значит, именно общество должно развиваться. Этому должен способствовать бизнес со своей стороны и культурные агенты — со своей.

Дата публикации
29.06.2015 г.
Автор

Топ новости