Культурный лайфхак: события, факты, советы



Граффити как современный вид искусства

Что такое граффити — истинное искусство, или уличный вандализм? Сегодня сомнений нет — это, конечно, одна из разновидностей стрит-арта. Но для получения этого статуса граффити прошло длинный путь: от заклинаний на стенах древних зданий, до неотъемлемой части современной культуры.

Первыми граффити называют еще надписи на стенах в пещерах, сделанные углями. Древние римляне и греки в огромном количестве оставляли надписи на стенах храмов и статуях. Это были любовные послания, политические карикатуры, лозунги и просто «мысли вслух». Оставлять на стенах надписи любили и доколумбовые жители Америки. В одном из крупнейших городов майя – Теночтитлане, обнаружено большое количество настенных рисунков, магических заклинаний и предсказаний.

Не гнушались древним граффити и древние славяне. Поскольку архитектура древней Руси представлена в основном храмовыми комплексами, то именно их стены стали носителем средневекового граффити. Оставленные в церквях надписи часто имели молитвенное содержание, пожелания, но имелись и шуточные послания с именами, датами и карикатурными рисунками.

Во время Наполеоновской кампании солдаты оставляли граффити и на плитах египетских пирамид. На стенах Рейхстага так и остались надписи солдат армий победителей.

Граффити в то время имели совершенно другой смысл. Да и способы нанесения были несколько иными.

Считается, что граффити в современном смысле этого слова появилось в северной Америке в 30-х годах прошлого века. Вначале оно было тесно связано с хип-хоп культурой. Среди молодежи возникла традиция оставлять рисунки на вагонах, для того, чтобы их можно было узнать.

Затем надписи и рисунки на стенах начали использовать для распространения своих идей. Даже гангстеры сперва с помощью граффити начали помечать границы своих территорий.

Во времена студенческих забастовок в Париже в 1968 году город стал эпицентром протестного движения, и стены домов оказались буквально полностью исписаны и изрисованы всевозможными лозунгами, рисунками, граффити.

В 1960-х годах появились подписи, которые оставляли райтеры, их начали называть тегами. Тогда же и баллон с аэрозольной краской стал основным инструментом создания граффити.

70-е годы стали переломным для всего движения. Всего за неполное десятилетие лет от создания граффити стало всемирным феноменом. В каждом городе можно было найти последователей этого вида уличного творчества. И каждый из них стремился привнести в него что-то новое. Первым райтером которому посвятили статью в журнале стал Taki183. Он работал курьером и благодаря этому оставлял свой никнейм практически в каждом районе огромного города. Его пример стал популярен, а потому практически сразу у него появилось множество последователей, соревнующихся в численности оставленных подписей по всему городу.

Первые теги, появившиеся на американских улицах, были достаточно простыми, сейчас на них не обратили бы внимания. Но численность райтеров стремительно росла. Им приходилось приложить немало усилий, чтобы привлечь к своим произведениям максимум внимания. Вначале их просто старались сделать больше и ярче, но оказалось, что этого мало. Райтеры начали использовать различные художественные элементы декорирования, всевозможные яркие цвета.

Музыкальные фанаты тоже не оставались в стороне. Логотипами самых популярных групп повсеместно были усеяны стены домов, вагоны метро, станции, заборы.

Популярными среди райтеров были и железнодорожные депо, где было много места для их рисунков и больших сложных работ.

Новое уличное искусство приобрело такие масштабы, что его невозможно было игнорировать. В 1972 граффитчиками была создана организация «Объединение граффити-художников». Они занимались популяризацией своего искусства и использовали граффити для изображения популярных персонажей и изображения известных личностей.

80-е годы стали для американских райтеров нелегким временем. Началась целенаправленная кампания против их деятельности. Граффити на стенах домов закрашивались, а разрисованные вагоны отправляли на металлолом.

В 2000-х годах деятельность райтеров была частично узаконена. Главным условием было не посягательство на частную собственность.

Работы граффистов начали активно использовать в рекламных компаниях и для украшения городов. У некоторых из них получилось построить карьеру, работая художниками. В основном, они занимались разработкой дизайнов и логотипов для известных компаний. Например, для CocaCola, Adidas и других.

Зарождение российского движения граффитчиков можно приписать к 80-м годам. Но тогда это были лишь эпизодические случаи. В конце 90-х годов, с появлением интернета, явление начало приобретать более массовый характер. В начале нового века для отечественных райтеров открылись новые возможности. Возник доступ к профессиональным краскам и специальными изданиями. Постоянным стало проведение фестивалей и акций, популяризирующих новый жанр.

В последние годы граффити, которое появляется в публичных местах, перестало считаться чем-то особенным. Оно утратило имидж искусства, которое проповедует асоциальные воззрения и стало неотъемлемой частью любого мегаполиса. Тем не менее, его популярность среди молодежи неоспорима и не идет на спад.

Дата публикации
13.07.2015 г.
Автор

Топ новости