Культурный лайфхак: события, факты, советы



«Я свежести природной зачерпну…»

Белгородский государственный художественный музей продолжает реализацию своего проекта «Достояния музеев России — белгородцам!». 31 октября 2014 года здесь стартовал следующий межмузейный проект — «Русский пейзаж XIX–XX веков», сменивший ранее демонстрировавшиеся экспонаты из коллекции Рязанского государственного областного художественного музея имени И. П. Пожалостина и произведения из фондов Тамбовской областной картинной галереи.

Зрители смогут насладиться работами в жанре пейзажа Исаака Левитана, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Василия Сурикова и других выдающихся русских художников из собрания Тверской областной картинной галереи.

Выставка отражает основные этапы развития русского пейзажа XIX – первой половины XX веков, а хронологический принцип построения экспозиции позволяет проследить эволюцию этого жанра в отечественном искусстве.

В Белгороде открылась выставка «Русский пейзаж XIX–XX веков» из собрания Тверской областной картинной галереи

В качестве самостоятельного жанра изобразительного искусства пейзаж в России сформировался сравнительно поздно, лишь к середине XVIII века, получил своё дальнейшее развитие в XIX веке, достигнув во второй его половине подлинного расцвета.

В начале XIX в. русские пейзажисты ориентировались на академические принципы европейской живописи: использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма.

Об этом свидетельствует работа Василия Причетникова «Летний дом в имении “Надеждино”», который, перенимая европейские тенденции, тем не менее, самобытно отображал русскую природу, насыщая работы воздухом, светом, добавляя мотив созерцательности.

В Белгороде открылась выставка «Русский пейзаж XIX–XX веков» из собрания Тверской областной картинной галереи

Существенный вклад в развитие русского пейзажа внес Сильвестр Щедрин, прошедший академическую школу. Он считается первооткрывателем пленэрной живописи в России, хотя на открытом воздухе писал лишь этюды, а завершал картину уже в мастерской. Многочисленные виды итальянских городов и их окрестностей кисти Сильвестра Феодосиевича пользовались необычайным успехом и популярностью, а один из них, «Амальфи», — представлен на выставке в Художественном музее.

Сильвестр Щедрин. Амальфи

В первой четверти XIX века пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. В этом периоде времени в русской пейзажной живописи берёт начало романтическое направление, которому присуще понимание природы как сферы выражения исключительно личных чувств и переживаний. Эти принципы ярко демонстрируют экспонируемые на выставке работы Максима Воробьёва, братьев Григория и Никанора Чернецовых, Льва Каменева.

Работа Исаака Левитана на выставке «Русский пейзаж XIX–XX веков»  Архип Куинджи. Фрагмент выставки «Русский пейзаж XIX–XX веков»

Наиболее чётко типичные черты романтизма проявляются в его уникальном обособленном течении — маринизме. Морская стихия по-разному трактовалась художниками начала XIX столетия, о чём свидетельствуют работы Ивана Айвазовского «Золотой Рог», Руфина Судковского «На взморье. (Берег моря)», Александра Мордвинова «Итальянский порт», Льва Лагорио «Море».

В начале 50-х годов XIX века художники начинают стремиться к реальному отражению окружающей их действительности, что приводит к появлению качественно нового направления — реалистического, национального пейзажа. Именно в этом направлении работали и создавали произведения, имеющие на сегодняшний день мировое художественное значение, такие пейзажисты как Иван Шишкин, Архип Куинджи и многие другие выдающиеся художники.

Фрагмент экспозиции «Русский пейзаж XIX–XX веков» из собрания Тверской областной картинной галереи

Любовь к родной природе, присущая всякому человеку, нашла наиболее полное и яркое выражение в отечественной пейзажной живописи, поэтому она так близка и понятна большинству зрителей.

В пейзаже Архипа Куинджи «Сосна», чутко отображающем красоту русской природы в лаконичной композиции, прежде всего, поражают необычный колорит и освещение.

Одним из ярких представителей русской пейзажной живописи на выставке является и Исаак Левитан, проявивший себя в так называемом «лирико-эпическом пейзаже», отличительной особенностью которого являлась тонкая передача состояния природы, выражение в ней человеческих чувств и переживаний.

Выставка «Русский пейзаж XIX–XX веков» из собрания Тверской областной картинной галереи в Белгородском художественном музее

Русских пейзажистов всегда интересовали особые состояния природы, её изменчивость. Одна из экспонируемых работ знаменитого Василия Сурикова демонстрирует момент солнечного затмения 7 августа 1887 года. Это явление зафиксировано в документальных свидетельствах научной экспедиции Русского Физико-Химического Общества. Небывалая возможность отразить полное затмение красками соблазнила Василия Сурикова, и он сумел передать особенность состояния уникального астрономического феномена.

В плеяде художников начала XX века своё место среди пейзажистов занимают Пётр Петровичев, Сергей Герасимов, Александр Куприн, Георгий Ряжский, с творчеством которых белгородский зритель знаком — их полотна представлены в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея.

Дополняют живописные полотна и занимают достойное место на выставке произведения декоративно прикладного искусства. Поистине уникальными экспонатами являются работы художественного фаянса Трифона Подрябинникова: сервиз «Волга-канал», тарелки «Ветер» и Дворик». В росписи своих работ художник использовал растворы солей в сочетании со сложными рецептами глазурей, что придаёт его произведениям неповторимое колористическое акварельное звучание.

Несмотря на то, что экспозиция новой выставки представляет лишь один жанр, она не кажется монотонной. Каждый пейзаж индивидуален и неповторим.

Экспонаты выставки «Русский пейзаж XIX–XX веков» демонстрируют высокий художественный уровень, а имена их исполнителей имеют мировую известность и представляют русскую художественную культуру за пределами нашей страны на мировой арене.

У белгородцев появилась поистине уникальная возможность в рамках одной выставки проследить историю развития русского пейзажа на протяжении полутора столетий на примере произведений художников, чьи имена всемирно известны.

Дата публикации
01.11.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме