Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



Вечер Испании в Белгородской филармонии

Как напоминание о том, что ушедший 2011 год был Годом Испании в России, 13 января – в Старый Новый год – на сцене Большого зала Белгородской филармонии звучала музыка испанских композиторов-классиков 19–20 вв.

Во втором концерте абонемента «Симфонические шлягеры» симфонический оркестр филармонии под управлением Дмитрия Филатова и солист, лауреат международных конкурсов, профессор Евгений Финкельштейн (классическая гитара, г. Москва) предложили слушателям мононациональную, и, вместе с тем, очень разнообразную программу.

Вечер Испании в Белгородской филармонии

Было представлено почти столетие испанской музыки: от интермедии из сарсуэлы* «Свадьба Луиса Алонсо» Херонимо Хименеса (1854–1923) до, наверное, самого знаменитого испанского сочинения 20 века – концерта «Аранхуэс» для гитары с оркестром Хоакино Родриго (1901–1999).

Современная история испанской классической музыки берёт своё начало во второй трети 19 века. Она коренится в синтетическом, песенно-танцевальном характере испанского фольклора, который отличается огромным разнообразие его местных разновидностей.

В многочисленных и, как правило, изолированных областях (провинциях) Испании во второй половине 19 века выделился фольклор центральной Кастилии и восточной Андалузии.

Вечер Испании в Белгородской филармонии

Именно андалузийский фольклор с его повышенной эмоциональностью, контрастными сопоставлениями чёткого ритма и свободных отступлений от темпа, использованием классической гитары и кастаньет в творчестве Исаака Альбениса, Энрике Гранадоса и раннего Мануэля де Фалья (1976–1946) сформировали в глазах европейцев образ общеиспанского музыкального стиля.

В концерте прозвучали три танца из раннего (1919) одноактного балета де Фальи «Треуголка» – сегидилья, танец Мельника (фаррука) и хота. Балет был написан испанским композитором в парижский период жизни, когда он соприкасался и учился оркестровому мастерству у восхищавших его Дебюсси и Равеля.

Вечер Испании в Белгородской филармонии

Музыкальный язык, соединивший испанский фольклор с красочностью импрессионистического оркестра замечателен отточенностью изложения, концентрированностью музыкальных мыслей, экспрессивностью и, вместе с тем, сдержанностью эмоций.

Хотелось бы надеяться, что белгородским слушателям посчастливится услышать в исполнении своего оркестра замечательную музыку этого одноактного балета (продолжительностью менее 40 минут) полностью. «Арагонская хота», лёгкость и блеск которой впервые открыл русским слушателям М.И. Глинка, прозвучала в мощном завершении интермедии из сарсуэлы Х. Хименеса.

Вечер Испании в Белгородской филармонии

«Павана на смерть инфанты» 1899 г. М. Равеля (испанца по матери) – один из первых шедевров равелевского оркестрового мастерства, требующего точного звукового баланса и умения безошибочным темпом очень медленного танца-шествия передать благородство и величие глубоко сдерживаемой скорби.

С образом Испании в её самом знаменитом музыкальном изображении познакомил белгородских слушателей один из лучших российских исполнителей на классической (испанской) гитаре Евгений Финкельштейн (р.1972). Белгород впервые принимал знаменитого гитариста, слушая необыкновенно красивый звук его гитары, восхищаясь отточенной техникой и филигранной нюансировкой в концерте «Аранхуэс» Хоакино Родриго.

Евгений Финкельштейн принял эстафету мастерства от своих учителей – Александра и Камилла Фраучи, Александра Гитмана и Никиты Кошкина. Лауреат трёх международных конкурсов, профессор Государственной Классической Академии в Москве, он ведёт активную гастрольную деятельность в нашей стране и за рубежом.

Вечер Испании в Белгородской филармонии

«Аранхуэсский концерт» (1939) – едва ли не самое знаменитое произведение для гитары, написанное в 20 веке. Композитор, слепой с раннего детства (он ослеп полностью в трёхлетнем возрасте после перенесённого дифтерита), создал романтический, глубоко национальный образ Испании на основе фольклора Кастилии, одной из наиболее замкнутой горами областей Испании, накануне самых трагических испытаний 2-й мировой войны.

Концерт был написан как воспоминание о свадебном путешествии в пригород Мадрида – Аранхуэс (с 15 века бывшего летней резиденцией-садом испанской королевской семьи); написан в тяжёлое для композитора время смерти сына, болезни жены, прихода к власти в Испании фашистского режима генерала Франко.

Композитор посвятил концерт своего другу (и первому исполнителю) знаменитому испанскому гитаристу Рехино Сайнс де ла Маса. Искусством де ла Маса восхищался Федерико Гарсия Лорка, расстрелянный сторонниками Франко 19 августа 1936 г., в самом начале гражданской войны в Испании.

Вечер Испании в Белгородской филармонии

В рецензии на концерт де ла Маса в мае 1920 г. Гарсия Лорка писал: «Искусство Сайнса де ла Маса делает чудеса. Этот великий гитарист сумел встать рядом с теми, кто терпеливо открывал и распространял испанскую народную музыку. В основе сочинений старых мастеров всегда лежали народные мелодии. Их грусть и радость, их скрытая печаль были снова услышаны в 20 веке в Испании благодаря выдающемуся музыканту, с нежностью разыскивавшему в библиотеках пожелтевшие страницы и удостоившему особой чести бедную оклеветанную гитару».

Гарсия Лорка посвятил также первому исполнителю «Аранхуэсского концерта» стихотворение «Загадка гитары» из цикла «Шесть каприччио»:

Там, где круг перекрёстка,
Шесть подруг танцевали
Три – из плоти, три – из стали.
Давние сны их искали,
Но обнимал их яро
золотой Полифем.
Гитара!

«Аранхуэсский концерт» сразу сделал имя Х. Родриго всемирно знаменитым. За свою долгую жизнь композитор написал более 170 произведений в разных жанрах, а том числе – одиннадцать концертов, из которых пять – для гитары, но ни одно из его сочинений не может сравниться по популярности с «Аранхуэсским концертом».
Его вторая (медленная) часть существует в многообразных переложениях, на её мелодию написано огромное количество песен на разных языках.

В 1991 г, когда широко отмечалось 90-летие композитора, король Хуан Карлос Первый присвоил Хоакино Родриго титул Маркиза Садов Аранхуэса.

*сарсуэла –  испанская разновидность музыкально-театрального представления, близкая оперетте

Дата публикации
14.01.2012 г.
Автор

Новости по теме