Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



Певец радости

10 июня – закрытие 44-го сезона Белгородской государственной филармонии. Ещё один уходящий концертный год белгородские филармоники отметят большим музыкально-театрализованным шоу-концертом (режиссёр Ирина Тихонова), посвящённым музыкальному кумиру миллионов людей советской эпохи – неповторимому Исааку Осиповичу Дунаевскому, мелодии которого и сегодня на слуху у каждого.

В концерте участвуют: симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина, камерный хор под управлением Елены Алексеевой, балет «Мираж» (руководитель Виктор Карпенко), детский хор ДМШ №3, ведущие солисты филармонии – народный артист РФ Евгений Григорьев, заслуженные артисты РФ Нина Стрижова, Светлана Ломоносова, Владимир Бойко, лауреаты международных конкурсов Наталья Воскресенская и Наталья Пашун, дипломант Всероссийского конкурса Николай Бирюков, Элина Писаренко, Роман Скрипник, Андрей Капралов.

При имени И. Дунаевского в памяти сразу возникают знаменитые, рождённые сердцем мелодии – «Широка страна моя родная» (своего рода неофициальный гимн СССР), «А ну-ка, песню нам пропой весёлый ветер», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Летите, голуби, летите», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Ой, цветёт калина в поле у ручья» и множество других мелодий, от которых мягчеет сердце и теплеет душа.

Как бы мы сегодня не относились к сталинской эпохе 30–50-х гг., в советском искусстве это было время создания уникального музыкального явления – советской массовой песни, аналогов которому за прошедшие 80 лет нет, и с популярностью которого вряд ли что может сравниться. Это были времена настоящих кумиров, а не кукол, сделанных на «фабриках звёзд».

Афиша закрытия 44-го сезона Белгородской Государственной филармонии

Главной фигурой в этом музыкально-общественном феномене эпохи молодости СССР был «Великий Дуня» – так называли Дунаевского его друзья и близкие. Композитор редкостного мелодического дара и высокого инструментального мастерства, Дунаевский писал песни (более 100), музыку к кинофильмам (28 фильмов), оперетты (12), музыку к драматическим спектаклям и многие другие сочинения в разных жанрах, проникнутые таким светом, радостью и оптимизмом, что на Западе Дунаевский получил прозвище «Красный Моцарт».

Феерическая ураганная слава обрушилась на композитора в 1934 г., после выхода на экран фильма «Весёлые ребята» режиссёра Григория Александрова с поющей примадонной Любовью Орловой и знаменитым «Теаджазом» Леонида Утёсова.

На подаренном после премьеры фильма Дунаевскому своём фото актриса сделала надпись: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт». На приглашении Дунаевского в этот фильм настоял Леонид Утёсов. «Весёлых ребят» пытались принизить, упрекали в плагиате, в подражании Голливуду. Но огромный всенародный успех фильма вознёс Дунаевского на вершины профессиональной и общественной жизни, а венецианский приз – «Золотой кубок» на 2-й международной кинематографической выставке в Венеции – этот успех закрепил.

С 1936 по 1940 гг. с советских экранов одна за другой сходят беспроигрышные музыкальные комедии с музыкой Дунаевского, в котором что ни номер – то безоговорочный шлягер. Если убрать из этих фильмов музыку и поющих актёров – что там останется? Вряд ли ещё можно найти в истории кино случаи, когда сценарий создавался под уже готовую музыку (разве что опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», в советское время переименованная в «Ивана Сусанина»).

Главная тема приключенческого фильма «Дети капитана Гранта» оказалась не просто удачной, но универсальной на все времена. Когда режиссёр Станислав Говорухин в 1985-м делал многосерийный римейк фильма 1936 года, он не решился заменить знаменитую музыку Дунаевского и оставил её на прежнем месте как символ, как талисман.

Увертюрой к фильму (она открывает второе отделение концерта), полной романтического порыва, проникнутого тревогой неизвестности, восхищался Дм. Шостакович: «Когда я вспоминаю музыку из фильма «Дети капитана Гранта», я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая симфоническая увертюра к фильму, открывшая новую сторону таланта Дунаевского, пока не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента».

Дунаевский мог писать всё: от пионерских детских песен до законченных симфонических пьес, которые легко «вынимались» из кинофильмов, спектаклей, оперетт. Мелодии Дунаевского только на первый взгляд кажутся лёгкими - они требуют от исполнителей высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.

Дунаевский умер скоропостижно от сердечного приступа, не дописав три номера из оперетты «Белая акация». Всю жизнь связанный с музыкальным театром и беззаветно любя его, он ни разу по-настоящему не был удовлетворён результатами своих усилий. Царившая тогда в советской драматургии пресловутая «теория бесконфликтности» не могла давать интересных, ярких сценариев, и, как и музыка из кино, музыка оперетт Дунаевского живёт своей отдельной жизнью.

Горечь звучит в письме Дунаевского, написанном незадолго до смерти: «У меня есть мастерство, которое помогает оставаться в песне нестареющим львом. Но эти же песни, помноженные на моё оркестровое умение и мышление, могли бы дать кантаты, поэмы, оратории и др.».

Малоизвестен факт, что на смерть сталинского наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе (1937 г.) Дунаевский откликнулся Реквиемом, который был исполнен один-единственный раз. Очевидцы свидетельствовали, что по силе воздействия и мелодичности он не уступал моцартовскому.

Другой малоизвестный факт – Дунаевский был дружен с Михаилом Булгаковым и вместе с ним писал оперу «Рашель» (либретто М. Булгакова по рассказу Ги де Мопассана).

Светлое солнечное искусство Дунаевского любил народ; его любили знакомые, близкие, мужчины и женщины. Но его недолюбливал Сталин, хотя и восхищался его музыкальными комедиями, за которые Дунаевский дважды был удостоен Сталинской (позже она стала называться Государтсвенная) премией.

Впервые послушав «Песню о Сталине» для солиста и хора в духе торжественной оды с припевом-маршем, вождь едко заметил: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел».

Несмотря на благополучие, успех, всенародное признание и международную известность, судьба Дунаевского часто висела на волоске. После войны двоюродный брат композитора Лев Дунаевский был арестован и осуждён по пресловутому «делу врачей». В 1951 г музыку Дунаевского публично обвинили в «антинародности и космополитизме».Над его жизнью нависала угроза.

Молодой, тогда только что избранный (1948 г.) первым секретарём Союза советских композиторов Тихон Хренников заступился за Дунаевского в ЦК КПСС. Композитора оставили в покое. Сестре Зинаиде, работавшей учительницей в Полтаве, Дунаевский пишет: «Не знаю, веришь ли ты во что-нибудь, но помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона – ему я обязан честью и жизнью».

Прошло более полувека, но музыка Дунаевского не устаревает. Об её удивительной свежести, вечной молодости, радости, рождённой полнотой восприятия жизни в любые, и самые тяжёлые времена, вновь напомнит нам концерт симфонических и песенных шлягеров И.О. Дунаевского. Их исполняют и воспринимают сегодня с таким же удовольствием как и много десятилетий назад.

Дата публикации
08.06.2011 г.
Автор

Новости по теме