Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



Первый день хорового Фестиваля им. Дегтярёва и Ломакина в Белгороде

13 апреля в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый – из двух – концертов хорового праздника, связанный с именами выдающихся деятелей хорового искусства России 19 века, уроженцев белгородской (в прошлом – курской) земли – Степана Аникеевича Дегтярёва и Гавриила Якимовича Ломакина.

Предваряя концерт, заместитель начальника управления культуры Белгородской области заслуженный работник культуры РФ Е.А. Алешников и художественный руководитель филармонии заслуженный деятель искусств РФ И.Г. Трунов выразили уверенность, что сегодня (в отличие от недавнего прошлого) имеются все предпосылки для возрождения исконно-русской певческой традиции, уходящей корнями в отечественную историю, в историю Белгородчины, в частности.

В прошлом филармония делала попытку создания в Белгороде хорового фестиваля. Он проходил на сцене Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина и в первый год был отмечен приездом в Белгород великой певицы Ирины Константиновны Архиповой. Через несколько лет начинание по ряду причин угасло.

Сегодня в филармонии (помимо хороших репетиционных условий) наличествует Камерный хор (руководитель Елена Алексеева), существуют и налаживаются творческие контакты с известными и прославленными хоровыми коллективами России.

 Камерный хор Белгородской государственной филармонии (фото Антона Черева)

Иван Григорьевич Трунов счёл нужным подчеркнуть ещё одну мысль – о необходимости высокой профессиональной планки возрождающегося фестиваля; о том, чтобы белгородский филармонический хоровой фестиваль стал своего рода «маяком» для существующих (и могущих возникнуть) на Белгородчине хоров; о том, чтобы он стал «магнитом», притягивающим в самую доступную область музыкально-исполнительского творчества – хоровое пение – действенных и активных участников.

Отчасти так, как это и было в 60-е гг. 19 века в пору создания уроженцем слободы Борисовка, певчим, а потом и руководителем знаменитой хоровой капеллы графа Шереметева Г.Я. Ломакиным (совместно с М.А. Балакиревым) Бесплатной музыкальной школы, где в основе обучения лежало именно хоровое пение.

В первый день фестиваля были исполнены самые высокие и сложные сочинения русского хорового классического наследия: кантата С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин» по поэме А.К. Толстого, 1884 г., в трёх частях для смешанного хора и оркестра и кантата П.И. Чайковского «Москва» на стихи Ап. Майкова, 1883г., в шести частях для солистов, смешанного хора и оркестра.

Со времени исполнения в старом ещё здании Белгородской филармонии знаменитой 9-й симфонии «с хорами» Бетховена на закрытии 40-го сезона 15-го июня 2007 г. зал не видел столь впечатляющего зрелища. Немаленькую сцену заполнял симфонический оркестр и Сводный хор (Камерный хор БГФ и хор «Академия» Воронежской государственной Академии искусств), по количеству – более 60 человек – примерно равный хорам времён Г.Я. Ломакина.

Под руководством профессора ВГАИ, заслуженной артистки РФ Ольги Николаенко замечательная лирико-философская кантата Танеева прозвучала во всём богатстве своих мыслей, разнообразии форм и звуковых красок, в прекрасном балансе хора и оркестра. Кантатой «Москва» с солистами – заслуженными артистами РФ Ниной Стрижовой и Владимиром Бойко, лауреатом международного конкурса Натальей Пашун – дирижировал Дмитрий Филатов.

В качестве эмблемы фестиваля в начале концерта прозвучали два духовных песнопения a capella (дирижёр – О. Николаенко) – «Взыде, Бог» С. Дегтярёва и «Свете тихий» Г. Ломакина. Торжественное славословие «Взыде, Бог» относится к типу запричастного концерта, т.е. необязательного элемента канонической православной службы. Оно отличается ярко выраженным светским характером и исполняется обычно на Вознесение.

Тогда как «Свете тихий» является обязательным музыкальным элементом важного священнодействия вечерни – входа в алтарь со свечами. Песнь «Свете тихий» повествует о пришествии на землю в конце ветхозаветного времени Иисуса Христа. В этом очень древнем песнопении выражено христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, и о Христе – Источнике благодатного света.

Русская церковная хоровая музыка занимает более половины программы всего фестиваля. Этот огромный, ныне осваиваемый материк русского хорового искусства, настраивающий человеческие души на глубокие душевные переживания – вот веская причина посвящения фестиваля большому общественному событию на Белгородчине: отмечаемому в этом году 100-летию канонизации покровителя Святого Белогорья Святителя Иоасафа Белгородского.

Дата публикации
14.04.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме