Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



Владимир Тонха выступил с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии

5 апреля в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии состоялся последний концерт абонемента «Бессмертные имена». Симфонический оркестр БГФ под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина исполнил 5-ю симфонию П.И. Чайковского и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром С.С. Прокофьева (солист – народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных Владимир Тонха).

Гость вечера – личность в современном российском музыкально-исполнительском искусстве почти легендарная. Его деятельность воспитанника лучшей в мире русской советской виолончельной школы с молодых лет (В. Тонха род. в 1941 г.) протекала в двух направлениях – исполнительском и педагогическом.

Сегодня мало кто вспомнит выступление в Белгороде молодого виолончелиста Тонха с пианистом Владимиром Троппом (который также был молодым педагогом Гнесинского института) – это было больше сорока лет назад, в 70-е гг. ХХ века.

Почти полвека преподавал Владимир Тонха в Институте (Академии) им. Гнесиных. Он воспитал несколько поколений молодых виолончелистов и давно уже является одним из самых авторитетных российских педагогов.

Сегодня В. Тонха – широко известный музыкально-общественный деятель, организатор крупнейших российских музыкальных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани; участник фестивалей в странах Европы, Японии, США, Англии, Канады.

Среди современных виолончелистов В. Тонха выделяется как непревзойдённый пропагандист сочинений современных композиторов – более 100 сочинений он исполнил впервые, более 20 композиторов посвятили ему свои сочинения, среди них – София Губайдулина.

Критики всегда отмечали «прекрасный звук, техническую свободу и непринуждённость» виолончели В. Тонхи. Музыка Губайдулиной, наполненная возвышенными философскими размышлениями (Человек, Бог, Вселенная, Космос, Вера) требует не только ювелирного технического мастерства во владении инструментом, но и исключительного внимания к выразительности отдельного звука.

Владимир Тонха (фото Э. Левина) Рашит Нигаматуллин (фото А. Черев)

Такие свойства музыкального миросозерцания С. Губайдулиной «потянули» к себе самых выдающихся современных исполнителей – в их числе Владимир Тонха. Сегодня В. Тонха – руководитель фестиваля, посвящённого творчеству С.А. Губайдулиной.

Хотя сегодняшние предпочтения музыканта лежат в сфере камерно-ансамблевого исполнительства, выдающийся виолончелист познакомил белгородскую публику с одним из самых сложных произведений для солирующей виолончели с оркестром. Написанная, как известно, в расчёте на необычайное техническое мастерство Мстислава Ростроповича и в сотрудничестве с ним, Симфония-концерт оп.125 ми-минор в трёх частях (1950–1952) стоит в ряду тех сочинений, которыми начинается список современных сочинений для виолончели. Публика тепло приняла маститого гостя, но, похоже, достаточно трудная музыка была, как и на премьере в 1952 г., принята на несколько градусов ниже.

Второе отделение целиком заняла 5-я симфония ми-минор соч.64 (1888 г.) П.И. Чайковского, одна из трёх его последних симфоний-концепций. Музыка, публике хорошо знакомая и любимая, в силу этого имела очень тёплый приём. Столь разные сочинения роднила друг с другом множественность и изобильность тем и их широкое развитие.

В симфонии Чайковского, музыка которой течёт в полнокровном отказе от конфликтов, от всего резкого и импульсивного, в красоте закруглённых форм покой постоянно нарушался вторгающейся темой «рока».

Богатейшая разветвлённая подголосочная жизнь оркестра и красивейшие соло (знаменитая мелодия валторны в начале 2-й части) и безоговорочно ликующий финал вызвали неутихающие аплодисменты публики, заставившие дирижёра появляться из-за кулис трижды.

Дата публикации
06.04.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме