Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Следы соли

22 и 23 января в независимом авторском театре «Спичка», открывшемся после долгой паузы в новом пространстве, представили премьеру — пьесу Керен Климовски «Колыбельная для взрослого мужчины» в интерпретации режиссёра Оксаны Половинкиной.

Постановки этого театра всегда очень своевременны, будь то поэзия Ахматовой через призму пасхального вечера, бушующий лирик Маяковский, тонкий Володин в стылую серость зимы, безапеляционный Сартр, Маркес или современные авторы, чьи имена пока малоизвестны. И на сей раз пьеса Климовски — это перенесенные на судьбы трех героинь страхи сегодняшнего дня.

Маленькая страна, берег моря, неизвестно кем и для чего навязанная война и три женщины, провожающие на нее единственного для них мужчину…

Война сводит с ума, нам ли не знать? Отнимает и людей, и привычную связь времен, и даже сам берег, но каждому и каждой достается свой кусок войны. А мужчины всегда уходят, и женщины остаются их ждать. В этом нет смирения, это просто требует воли.

Мать, жена, дочь — не имеет значения, кто ждет. «Колыбельная…» — спектакль о попытке обмануть порядок вещей. Не изменить его и не воспротивиться, а только перемудрить. Вот и героини, собрав своему мужчине походную суму, никуда его не отпускают. Из-за любви — так кажется поначалу.

Каждое прощание для них — как предвестие окончательной разлуки, непрожитости женской судьбы. И какое им дело до окончательности решения, принятого кем-то неизвестным, несуществующим, за всех здесь, на их клочке суши?

Почему должна мать терять сына, почему жена должна обернуть страсть тоской, а восхитительная юная дерзость дочери — не получить отцовских ориентиров, чтобы им сопротивляться и, взрослея, их впитывать? Почему мужчинам непременно надо уходить, уплывать и гибнуть, совершая подвиги, а героини остаются одни? Да, все это было и будет снова, но почему именно с ними?

Следы соли в сердцах трех женщин — это не слезы и не море, от которого они слишком далеко, за три километра, по их словам. Соль обиды разъела их любовь, лишив рассудка. Лишив девочку силы женственности, старуху — счастья гордиться сыном и счастья его отпускать, а жену — права быть желанной.

Отец и муж — это статус, но теперь такового нет. В комнате с опущенными шторами и перегоревшей лампой они заперли не любимого (любить широко и смело они себе запретили), а мужчину, на которого были обижены. Вот причина… и цель: лелеять свое уязвление — безупречное самооправдание.

Был ли герой заперт на самом деле или являлся лишь иллюзией молчаливого присутствия, но мать, жена и дочь именно так, через ритуалы самообмана, сохранили свою бабью лодчонку, утлое судёнышко, держащееся на безумии, которое давно перестало быть любовью. Вся их жизнь — невысказанная обида на каждого не встреченного, не полюбившего, не оставшегося или не вернувшегося.

Вероятно, актрисам, сыгравшим в постановке, еще только предстоит понять своих героинь, да и премьера — это еще не сам спектакль, которому необходимо обрасти плотью и устояться, но как точно был найден для этого путь.

Режиссерский подход Оксаны Половинкиной смел и честен: она никогда не заигрывает со зрителем, но заставляет его задавать сложные, порой неудобные вопросы самому себе. Поэтому и спектакли, выдержанные лаконичным языком, графически выверенно, оказываются при том емкими для осмысления и трактовки. Не каждому близок такой театральный язык, но это, безусловно, заслуживает внимания…

Мы ведь воспринимаем любую историю, исходя из собственного опыта, прожитого или прочувствованного. Во время «Колыбельной…» кто-то смеялся тогда, когда ты невольно сжимал зубы, кто-то при виде бокалов спросил у жены, осталось ли дома то замечательное вино. Одни зрители живо подхватывали за героинями праздничную песенку, а другие решили, что даже в выдуманном мире театра это — жестокое легкомыслие. Возможно, все они были правы.

Спектакль «Колыбельная для взрослого мужчины», поверьте, еще устоится, и театр наберет прежнюю и бОльшую силу — он очень нужен зрителю. Ну, а мы, в свою очередь, еще сможем научиться терпеливой любви-оберегу, не позволяя никакой соли разъедать нас изнутри. Всё будет… лишь бы не было войны…

Дата публикации
24.01.2022 г.
Автор
Фото

Новости по теме