«Прохоровское поле» в художественном музее

  • Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Прохоровское поле» в художественном музее

4 мая в Белгороде состоялось открытие IV Межрегиональной выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства. В этом году в конкурсе приняли участие 369 работ 248 художников из 8 регионов России.

Уже в четвертый раз в Белгороде собираются художники, чтобы вспомнить о героическом прошлом Белгородчины и представить свое видение тех событий. И количество принявших участие в конкурсе, говорит о том, что он востребован.

С каждым годом мы удаляемся от военных событий. Практически не осталось живых свидетелей войны, а это значит, что и эмоциональный накал со временем ослабевает. Война из осязаемого, животрепещущего превращается в историческое событие, которое мы скорее постигаем разумом, нежели душой.

К тому же эпоха постмодернизма, с ее творческим индивидуализмом и склонностью художников к рефлексии, самоизучению, уходу от единого идеологического русла и восприятия всего происходящего сквозь призму собственного «я», приводит к появлению работ философского толка. В сегодняшней станковой живописи все меньше повествовательности, но больше символов и иносказания.

Безусловно, главная тема выставки — Великая Отечественная война. Но вы не найдете здесь ни одной работы батального жанра. Изобразить войну убедительнее, чем художники, прошедшие через нее, рискнет не каждый. Да это и не нужно. Каждое поколение видит историю по-своему, и выставка-конкурс это зримо демонстрирует.

Традиционно самым многочисленным видом искусства стала живопись, а жанром — пейзаж. На полотнах предстает природа, созвучная настроению человека, отражающая малейшие движения его души. Тревожное грозовое небо Ю. Чернышева («Небо помнило все») напоминает о лихой године, но белый луч вечернего неба на холсте Ю. Глюдзы «Поле» вселяет надежду на светлое будущее.

Полна драматизма и символического звучания картина Н. Меньшикова «На пепелище», где между черными небом и землей буквально прорастают, как будто восстают из пожарища белые руины храма. Как осколок выглядит светлый силуэт козы — единственного живого существа.

Целый ряд панорамных видов демонстрируют российские бескрайние просторы. Здесь и заснеженное раздолье (А. Золотых «Синие Липяги»), и колосящиеся поля (В. Колобовников «Дочь бесконечных полей», А. Гревцев «На месте упорных боев»), и тонкие по состоянию, медитативные, туманные дали (Ю. Решенева «Начало весны», В. Сизов «Царевка. Вечерний звон», В. Желобок «Утро»).

Праздничным победным состоянием выделяется работа Л. Руднева «Пора цветения». Алые тюльпаны на фоне цветущего сада звучат гимном празднику Победы.

Еще один блок произведений составляют сельские мотивы. Покосившиеся хатки и живописные домики, деревянные и беленые — именно из них уходили отцы, сыновья и мужья на войну, здесь их ждали, получали письма и похоронки. Эти дома — свидетели многих радостей и бед, они и сами пережили немало и, как люди, состарившись, они клонятся к земле (А. Иванов «Корнями врос в родную землю», Ю. Рязанцев «Цветущий май», Л. Алексеева «Ожидание»).

Женские образы пришли из разных эпох. Молящаяся за своего воина (В. Ерофеев «Молитва матери»), ждущие (В. Жилин «Время тревог и надежд», С. Кобелева «Мы вас подождем») и штопающая знамя (Н. Енин «Партизанское знамя») — современницы и участницы Великой Отечественной войны.

Состарившиеся в одиночестве, похоронившие своих детей и ставшие намного старше своих мужей, матери и вдовы (В. Нестерков «Вдовы-вековухи», М. Зотов «Памяти моей бабушки Н. В. Сопиной (1882–1969)», О. Дуванова-Знаткова «Сердце матери», А. Горшнев «Скоро праздник») — тоже участницы войны, но спустя много лет.

Светлый образ девушки с портретом прадеда из Бессмертного полка, созданный А. Костяниковым («Память») — героиня сегодняшнего дня, когда скорбь по ушедшим уступает место памяти.

«Есть такая профессия — Родину защищать» — сказал герой фильма «Офицеры». Словно подтверждая актуальность этих слов во все столетия, перед зрителем проходит череда солдат: бравых и лирических (В. Соловьев «Мой дед, которого я не видел», Я. Патокина «Молодой гармонист», А. Василенко «От Прохоровки до Берлина»), витязей из далеких эпох (М. Золотых «А мои куряне — опытные воины») и воинов локальных войн (С. Кузькин триптих «Герои Донецка», В Анохин «День ПВО, портрет Алексея К.»)

В экспозиции представлены работы, выходящие за рамки традиционных жанров. С. Черникова («Под красным знаменем») изображает красное знамя на фоне берлинской стены с победными надписями. Несмотря на реалистическую трактовку, фрагментарная композиция и монументальные формы сообщают всей картине условность и знаковость.

Ярко, декоративно пишет свою историю Н. Тынник («Изостудия»). Детская угловатость, аппликативность — особый пластический язык, прием, позволяющий художнику рассказать просто о сложном, проследить в детских рисунках генетическую память потомков солдат великой войны.

Как всегда выставка демонстрирует богатство творческих приемов, авторских находок, оригинальных идей. Вместе с тем, хотелось бы отметить, полное отсутствие многофигурных сюжетных композиций. Художники практически не берутся за большие картины, мало работают с натурой, в результате зачастую неуверенно чувствуют себя в рисунке и допускают ошибки в композиции.

Военная тема не терпит суетного отношения. В картинах, посвященных ей, фальшь видна сразу и непростительна. Военной темой надо болеть, чувствовать, а на это необходимо время, которого, к сожалению катастрофически не хватает. Именно оно должно расставить все по своим местам и подсказать художникам убедительные современные художественно-пластические решения этой сложной творческой задачи.

Пока же, мы ждем имена победителей, которые будут объявлены 17 мая, а затем будем готовиться к юбилейному пятому конкурсу, надеясь на новые интересные и высокопрофессиональные работы.

Выставка продлится до 3 июня, по традиции экспозиция развернута на двух выставочных площадках. Живопись и скульптура представлены в Белгородском художественном музее, а графика, декоративно-прикладное и храмовое искусство — в Выставочном зале «Родина».


Дата публикации: 05.05.2018