Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Возвращение на родину…

В Белгородском художественном музее открылась удивительная по своему значению для культурной жизни Белгородской области выставка «Иной путь Владимира и Марии Ломакиных…». Знакомство зрителя с неизвестным на Белгородчине творчеством этих художников позволит открыть и новые страницы в истории края, и найти ответ на вопрос о долгом и незаслуженном их забвении на родине предка – выдающегося уроженца белгородской земли Гавриила Ломакина.

В декабре 2016 года его правнучка — Марина Алексеевна Ломакина — подарила нашему художественному музею большую коллекцию живописных произведений XIX–XX вв., включившую 51 работу её матери Марии Владимировны Ломакиной и 27 полотен деда — Владимира Гавриловича.

Трудно переоценить в комплектовании музейных фондов роль даже единичных безвозмездных передач, а тем более столь крупного дара, имеющего не только художественное, музейное, но и краеведческое значение. Переданная музею коллекция находится сегодня в стадии тщательного изучения, включающего типологическую и хронологическую систематизацию предметов, подробное описание состояния сохранности каждого из них, искусствоведческий анализ, составление инвентарных карт для последующего приёма произведений на постоянное хранение.

И, тем не менее, коллектив музея счел необходимым 6 апреля этого года к 205-летию со дня рождения Г. Я. Ломакина представить полотна его потомков широкой общественности. Гавриил Якимович Ломакин (1812-1885) — родоначальник замечательной творческой династии — композитор и хоровой дирижёр, бывший крепостной музыкант графа Шереметьева из слободы Борисовка.

Ценой упорного труда он сумел не только развить свой собственный талант, но и воспитал несколько поколений певцов. В 1838 году Гавриил Ломакин получил вольную, и, будучи уже свободным человеком, он реализовал свои выдающиеся композиторские, педагогические и интеллектуальные способности на поприще главного учителя Петербуржской Придворной певческой капеллы, посвятив ей более десяти лет.

Среди его учеников в разных учебных заведениях — князь Юрий Голицын и будущий гений русской музыки Пётр Чайковский, а среди друзей — лучшие композиторы эпохи — Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Цезарь Кюи, Милий Балакирев, Александр Серов (отец художника Валентина Серова), художественный критик Владимир Стасов, по совету которого Ломакин написал свои «Автобиографические заметки».

Неудивительно, что сын композитора, Владимир Гаврилович Ломакин (1858–1913), будучи разносторонне одарённым человеком с чуткой душой, вращающийся в музыкально-художественной среде северной столицы конца XIX в., не мог не любить, чувствовать и глубоко понимать все то, что имеет отношение к сфере прекрасного: музыку, живопись, поэзию.

По неизвестным нам причинам, о которых можно лишь предполагать, Гавриил Якимович не позволил сыну выбрать профессию художника, и Владимир оканчивает сначала Гатчинский институт, позднее Петровскую земледельческую академию. Получив образование агронома, он честно посвятил всю свою жизнь службе в департаменте земледелия России, интегрируя профессиональные знания в селекцию винограда, выращиваемого в ботанических садах Молдавии и Крыма.

И, тем не менее, это не помешало Владимиру Ломакину осуществить и заветные юношеские мечты стать художником вопреки желанию отца. В отсутствии базового художественного образования, только благодаря таланту и упорству, он смог достичь больших результатов в живописи камерного характера в области композиции и колорита.

Он работал в жанрах портрета, бытовой картины, но особенно ему удавались лирические пейзажи и жанровые сценки из жизни домочадцев, созданные на пленэре в Молдавии и Крыму, в имении Кизил-Таш Ялтинского уезда. Двадцать семь работ Владимира Ломакина, переданных музею его внучкой, ярко демонстрируют и незаурядный живописный талант художника, и возможности творческого человека достичь своей цели не благодаря жизненным обстоятельствам, а вопреки им.

Владимир Гаврилович Ломакин в отличие от своего отца не только не препятствовал увлечению дочери Марии «изящными искусствами», но, по всей видимости, давал ей и первые уроки живописи, с детства привив трепетное отношение к восприятию красоты любого природного мотива, даже самого скромного и неприметного.

Мария Владимировна (1896–1964) окончила монументальное отделение Петроградской Академии художеств, её педагогами были знаменитый советский живописец К. С. Петров-Водкин и выдающийся теоретик живописи, автор фундаментальных трудов по технологии живописи Д. И. Киплик.

Она принадлежит к группе художников лирико-романтического направления, пришедших в искусство в конце 1920-х годов и на полвека преданных забвению по идеологическим мотивам.

Творчество Марии Ломакиной — пример иного пути в искусстве советской страны, отличного от официального метода «соцреализма» и запрещенного абстракционизма. Этот тернистый путь (специалисты определили его как «третий») русской художницы начался на сломе сложнейших политических и идеологических коллизий, в период появления и столкновения всевозможных «измов» в искусстве: кубизма, фовизма, футуризма, абстракционизма, супрематизма, лучизма и многих других.

Но её не влекли крайние формы арт-авангарда, фовистская экспрессия начала 1920-х гг., проступавшая в некоторых жанровых крымских этюдах, своего рода дань времени и скорее последняя апробация ее ранних творческих экспериментов, дальше которых она больше принципиально не хотела идти.

Красота, которой она поклонялась с детства, была красотой традиционной и тихой, тонко преобразующей зримый мир, но эта красота не вписывалась в строгие нормы советской «тематической картины» с её партийной идеологией.

Мария Ломакина. Ленинград

Мария Ломакина, как и многие молодые художники, не вошедшие в официальные «обоймы» тех лет, принадлежала к «потерянному поколению», созидавшему в изоляции от художественного круга, признанного государством, новое искусство, ценность которого мы только сейчас начинаем осознавать. По мнению исследователей, «это был не модернизм и не традиционализм, а нечто третье, чему даже трудно подыскать должное имя».

В 1933 г. Мария Ломакина вместе со своим мужем, скульптором Алексеем Петровым, происходившим из семьи потомственных ремесленников-игрушечников, переезжает в Загорск (ныне Сергиев Посад). Отныне её жизнь и творчество связаны с этим городом. В середине 1930-х гг. она вместе с мужем разрабатывала образцы для возрождающегося игрушечного промысла в Загорском институте игрушек.

В послевоенные годы она участвовала в реставрационных работах по обновлению росписей Троице-Сергиевой лавры, выполняла копии фресок Софийского собора в Киеве для Московского исторического музея. По копиям росписей в церкви Спаса на Нередице, выполненным художницей в 1920-е гг., восстанавливали фрески разрушенного в войну храма.

На рубеже 1950-х – начала 1960-х гг. Ломакина преподавала теорию рисунка в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Но вся эта общественная и педагогическая вроде бы востребованность не давали ей даже маломальской финансовой уверенности в завтрашнем дне.

Материальные проблемы, связанные с постоянной скудостью средств и воспитанием дочери, болезнь и смерть мужа, собственное подорванное здоровье, домашний неустроенный быт с которым ей все труднее становится справляться, не мешали в удовлетворении её жизненной потребности писать каждый день.

Отсутствие средств на покупку холстов и красок диктовало выбор размера её картин, в основном малый, часто близкий к миниатюре. Но чем меньше становится формат её работ, тем более ширится пространство, заключенное в нём, зачастую растворяясь в изображении высокого чистого неба, в искрящихся сугробах снега, в далеких горизонтах.

Тончайшие переливы полупрозрачной живописной поверхности, подобной фреске, создают «ощущение безграничного пространства космического охвата». В небольшом формате Мария Ломакина в полной мере смогла осуществить свою тягу к монументальному, эпическому началу в искусстве, воплощая иную реальность, далекую от повседневности и сиюминутности бытия.

Сегодня произведения Марии Ломакиной хранятся в крупнейших музеях страны: Третьяковской галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее, Музее заповеднике Сергиева Посада и др.

Выставка, организованная художественным музеем, это не только представление новых имен белгородскому зрителю, но и своего рода пронзительно-трогательная история о почти вековом, опосредованном возращении Владимира и Марии Ломакиных на родину предков…

Дата публикации
20.04.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме