• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Летняя премьера в театре кукол как пролог юбилейного сезона

20 июня в Белгородском государственном театре кукол давали премьеру — спектакль для семейного просмотра по волшебной повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в инсценировке Иосифа Ционского.

Первая литературная сказка на русском языке, повесть «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана Погорельским почти две сотни лет назад. Это было время наибольшего расцвета романтизма — в музыке, живописи, и, конечно, в литературе.

Писатели-романтики ввели в «высокую» литературу жанр сказки, одновременно совершив открытие детства как уникального, неповторимого мира. В литературной сказке Антония Погорельского, которого называют то «русским Байроном», то первым русским «гофманистом», мир сказки и мир детства обрели идеальное созвучие.

В «Чёрной курице…» причудливо сочетаются две линии повествования — реальная и сказочная, фантастическая, и эта синергия определяет и сюжет, и стиль, и образность пронизанного грустно-щемящей ноткой произведения.

Главный герой волшебной повести — добрый, смелый, отзывчивый, любознательный, весьма впечатлительный 9-летний мальчик Алёша, воспитанник петербургского закрытого пансиона. Убегая от вынужденного горького одиночества, он много читает, особенно рыцарские романы, что, безусловно, развивает его богатое от природы воображение. Даже в реальном мире он видит следы чудесного, сказочного, фантастического.

Однажды смело защитив любимую курицу-чернушку от ножа кухарки, Алёша совершает первый шаг по пути, традиционно очерчиваемому классическим фольклорным сюжетом, в котором есть и сказочное число три, и запреты, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, и магический предмет, наделяющий своего обладателя невероятными способностями.

Кульминацией, наивысшей точкой напряжения волшебной истории становится момент выбора, который предлагает сделать Алёше Король подземного царства. Прельстившись возможностью без всякого труда стать лучшим учеником в пансионе, мальчик непреднамеренно «открывает дверь порокам» — лени, лжи, гордыне, и как следствие совершает тяжкий грех — предательство…

Эмоциональное потрясение, которое вскоре переживает мальчик от непоправимости своих неблаговидных поступков, просветляет его душу, и он вновь становится тем добрым, честным и хорошим мальчиком, каким его знали прежде.

Ребёнок — читатель волшебной повести или зритель спектакля — всем сердцем воспринимает облачённый в волшебную, сказочную форму урок нравственности: всегда нужно быть правдивым, трудолюбивым и скромным, ведь всё в жизни происходит однажды и всерьёз.

Невозможно не отметить педагогическую глубину «Чёрной курицы…» — взрослые без труда считывают более сложный подтекст романтико-фантастического повествования, обнаруживают ту связь, которая существует между реальными, бытовыми обстоятельствами и сформированными под их влиянием качествами детского характера.

Не удивительно, что волшебная сказка Погорельского обрела сценическую жизнь в нашем театре кукол — репертуарная политика, на протяжении последних семи лет тщательно выстраиваемая художественным руководителем Белгородского государственного театра кукол Натальей Репиной, определяется главной целью в работе со зрителем — создание театра для семейного просмотра.

— Спектаклей именно для семейного просмотра, несущих не только эстетическую, но и воспитательную функцию, в нашем репертуаре уже, наверное, процентов девяносто, — говорит Наталья Мефодиевна. — Через визуальный ряд, через куклу, вместе с тем видом искусства, которым мы занимаемся, зритель должен получить информацию к размышлению и обсуждению. Наш новый спектакль «Чёрная курица, или Подземные жители» — это повод поговорить о греховных качествах, таких как гордыня, лень, ложь, к сожалению, довольно распространённых.

Осуществить постановку спектакля по волшебной повести А. Погорельского в Белгород пригласили режиссёра из Беларуси Виктора Климчука. Ученик легендарного Сергея Образцова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, художественный руководитель Белорусского театра «Лялька» (г. Витебск), в своём тридцатилетнем творческом багаже Климчук имеет множество спектаклей, удостоенных призов международных фестивалей кукольников.

Как приглашённый постановщик Виктор Игнатьевич часто и успешно сотрудничает с театрами кукол в России, Украине, Болгарии, Сербии, Польше, заслужив славу режиссёра-экспериментатора, отличающегося тяготением к самой сложной кукле — марионетке и особым подходом к работе с актёрами.

Белгородская «Чёрная курица…» — не первое обращение режиссёра к сюжету классической литературной сказки Погорельского, но, по словам Виктора Игнатьевича, каждый спектакль отличается от других: «Я иду от возможностей актёрской труппы, от работы художника, но неизменной остаётся главная мысль спектакля — у человека должен быть страх перед компромиссом с собственной совестью».

Намеренно не понижая градус драматизма истории, Климчук принципиально оставил в спектакле сцену с розгами — это слово несколько раз жёстко, хлёстко выкрикивается со сцены, наводя панический ужас на Алёшу (и зрителей в зале). Но не телесное наказание, а муки совести за разрушенное им счастье жителей подземного царства приводит мальчика к душевному выздоровлению.

Созданное белорусским режиссёром полотно спектакля — красочное, намеренно пёстрое, как дань «клиповому» мышлению современных детей. Романтическое «двоемирие» литературного произведения сценически решено таким образом, что на реалистический план выведены живые актёры, а на иррациональный — кукла-марионетка.

Превосходные декорации и костюмы актёров, словно живые куклы-марионетки — изысканно утончённое художественное оформление спектакля (художник-постановщик — Александр Хижняков) выполнено в элегантном, истинно петербургском стиле. Визуальный ряд гармонично дополняется световыми эффектами и образной музыкальной канвой спектакля, которую составил известный белорусский композитор Олег Залетнев.

Летняя премьера спектакля «Чёрная курица, или Подземные жители» стала первым взносом в «копилку» будущего 50-го сезона Белгородского государственного театра кукол.

До его наступления в театре планируют подготовить ещё два новых спектакля, которые войдут в репертуар юбилейного сезона. Для постановки восточной сказки «Волшебная лампа Аладдина» к следующим новогодним праздникам в Белгород приглашён главный режиссер Донецкого академического областного театра кукол Анатолий Поляк.

Напомним, что поставленная им библейская притча «Дорога в Вифлеем», с которой театр кукол Донецка гастролировал в Белгороде в рамках тура-фестиваля «Под благодатною звездой», стал настоящим, надолго запомнившимся культурным событием театральной жизни.

В эти дни продолжает создаваться спектакль «Легенды Белгорода» — сейчас идёт подготовительная работа в цехах театра, а в начале июля его постановкой будет заниматься хорошо знакомый белгородцам санкт-петербургский режиссёр Игорь Ларин. Отметим, что афише Белгородского театра кукол его спектакль-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», посвящённый 50-летию полёта в космос Юрия Гагарина, появился в апреле 2011 года, и эта постановка пользуется большим успехом у театральной публики.

Премьера спектакля «Легенды Белгорода» состоится на VII Международном фестивале театров кукол «Белгородская забава», который будет проходить в нашем городе с 30 сентября по 5 октября 2015 года в рамках торжеств, приуроченных к 50-летию Белгородского театра кукол.

На отмечающую 20-летний юбилей «Белгородскую забаву» (фестиваль проводится один раз в три года) соберутся театры кукол из городов Центрального Федерального округа (Курск, Орёл, Тула, Брянск), Чувашии, Сибири и Москвы. Среди зарубежных участников — кукольники из Республики Беларусь (Витебск, Гомель), Турции и Болгарии. К белгородскому фестивалю планируют присоединиться театры кукол Донецка и Луганска.

Всего за пять дней на фестивальной сцене «Белгородской забавы» в конкурсной программе своё творчество продемонстрируют 18 театров кукол. Белгородские кукольники во внеконкурсной программе покажут два спектакля — премьеру прошлого сезона, эпическую поэму «Руслан и Людмила», и премьеру нового — спектакль «Легенды Белгорода».


Дата публикации: 21.06.2015