Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородский венок в честь П. И. Чайковского

15 мая в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт специального абонемента текущего сезона «Шаги к бессмертию», посвящённый 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского.

В концерте в исполнении симфонического оркестра БГФ прозвучали «Вариации на тему рококо» (солист — Александр Загоринский, Москва), Вступление и Пляска скоморохов из музыки к пьесе А. Н.Островского «Снегурочка» и 3-я симфония. Дирижёр — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин.

Всецело посвящённый творчеству великого классика русской музыки, абонемент № 18 «Шаги к бессмертию» включал в себя концерты из произведений вокально-симфонической и фортепианной музыки, знаменитые сочинения для солирующих инструментов с оркестром, сюиты из балетов и симфонию.

Венцом белгородского «Приношения Чайковскому» станет опера «Иоланта» в концертном исполнении, представленная артистами БГФ на заключительном концерте сезона 6 июня в Большом зале филармонии.

Программа концерта 15 мая включала в себя произведения молодого Чайковского, написанные в московский период его творчества между 1873–1876 гг.; произведения наиболее светлые и гармоничные в обширном наследии композитора.

Солировавшего в «Вариациях на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876 г.) заслуженного артиста РФ, солиста Московской академической государственной филармонии Александра Загоринского, возможно, помнят старожилы филармонии по его давнему, середины 90-х гг. выступлению в Белгороде.

Сегодня Александр Загоринский (р.1962) — один из самых известных и прославленных российских виолончелистов среднего поколения, исполнитель — солист и ансамблист, и педагог. Музыкант выступает в России, странах СНГ, Европы, США, исполняя огромный сольный и ансамблевый репертуар от Гайдна до современных авторов.

Дискография маститого российского музыканта, выполненная звукозаписывающими фирмами России, Европы, Японии, США с 1993 г. по настоящее время насчитывает более 25 названий, причём, значительная часть записей — произведения современных композиторов.

«Вариации на тему рококо» — обязательное произведение для исполнения на III туре Международного конкурса им. Чайковского, лауреатом которого А. Загоринский стал в 1990 г.

Исключительно тонкое и изящное исполнение московским гостем и белгородским оркестром под управлением Рашита Нигаматуллина виолончельного шедевра Чайковского, вызвавшее бурные аплодисменты зала, сразу же определило ту высокую планку исполнительского мастерства, которую подхватил и продолжил оркестр под управлением маэстро Нигаматуллина.

Вступление и Пляску скоморохов из музыки к пьесе-сказке Островского «Снегурочка» предваряло запоминающееся введение в историю его создания от ведущей концерта заслуженного работника культуры РФ Натальи Гирявенко.

Пьеса Островского с музыкой Чайковского закончила свою сценическую историю в 20-е гг. ХХ в., однако музыка, которую сам композитор высоко ценил в силу своей свежести, поэтичности и яркого народного колорита (Чайковский полностью или частично использовал здесь 12 русских народных мелодий), до сих пор является украшением репертуара многих симфонических оркестров.

Образы оживающей после зимней спячки природы во Вступлении с её неудержимо-стремительными порывами к радости, прочерченными оркестром под уверенной рукой маэстро Нигаматуллина и Пляска скоморохов из сцены масленицы с её простодушной и неукротимой силой жизнеутверждения, напоминали, каким бездонным оптимизмом наполнялась музыка Чайковского, соприкасаясь со своими истоками, с жизнью народа.

Прозвучавшая во втором отделении 3-я симфония Ре-мажор соч. 29 1875 г. впервые была исполнена в Большом зале БГФ в апреле 2011 г. под управлением народного артиста РФ Владимира Понькина (г. Москва), кстати, тогда же отметившего высокий исполнительский уровень белгородского оркестра.

Во вчерашнем концерте 5-частная (с двумя скерцо) симфония русского классика прозвучала второй раз в исполнении белгородского оркестра, и первый раз — под управлением маэстро Нигаматуллина.

В этом исполнении было всё, что для слушателя ассоциируется с представлением об образном мире Чайковского: трагическая меланхолия, постепенно вытесняемая светлыми и радостными чувствами; мягкость и уют домашнего тепла, символом которого у Чайковского почти всегда является вальс; страстные порывы любовного чувства, гаснущие в безысходной печали; мелькающие словно фантастические тени то настороженные, то пугающие образы; и, наконец, возвращение праздничного ликования в эффектном полонезном финале.

Успех концерта, основанием которого служит уверенное воплощение белгородским оркестром и его главным дирижёром маэстро Рашитом Нигаматуллиным художественного мира великого русского классика, позволяет предположить, что и последняя страница белгородской «чайковскианы» юбилейного года — опера «Иоланта», которая прозвучит при поддержке Министерства кульуры РФ, станет его достойным завершением.

Дата публикации
16.05.2015 г.
Автор

Новости по теме