Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Питерская» премьера в БГАДТ им. Щепкина:  «Вот мы и отдохнули у тётки в деревне…»

Премьера спектакля «Касатка» прошла в минувшие выходные в БГАДТ имени М. С. Щепкина. И прошла, надо сказать, с большим успехом, сравнимым даже с успехом этой постановки Семёна Спивака «на родине», в питерском Молодёжном театре на Фонтанке.

Пожалуй, само явление народного артиста России С. Спивака в качестве постановщика спектакля в провинциальном театре (пусть даже это очень хороший провинциальный театр) — большая удача для Белгорода. Именитый режиссёр работает в других городах крайне редко, скорее даже будет уместным сказать — не работает вообще. И здесь, конечно, нельзя не отметить позитивную энергию руководителя театра В. И. Слободчука и заведующей литературной частью Л. В. Кондратьевой, всё же нашедших пути сотрудничества с петербургским мастером.

Спектакль вышел светлым, нежным, даже поэтичным. Хотя начало его довольно мрачно — в петербургской гостинице, изображаемой в первой сцене, коротают серое похмельное утро три человека, не чужие друг другу, но и не нужные…

Марья Семёновна Косарева (31 января — Вероника Васильева; 1 февраля — заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина), более известная почитателям под гордым и ласковым именем Касатка, — певица не самого высокого пошиба, уставшая от неустроенной жизни и от давнего сожителя (когда-то любимого, а нынче скорее привычного) Анатолия Бельского (заслуженный артист РФ Виталий Бгавин), самое значительное в котором — дворянское происхождение, да и в том можно усомниться.

Князь без зазрения совести живёт за счёт своей красивой, талантливой, а, значит, притягательной для богатых поклонников подруги. Не меньшее место в пьесе занимает их приятель, а честнее будет — прихлебатель, Абрам Желтухин, забавный и, в общем, добрый малый в исполнении Дмитрия Евграфова.

Поиздержавшейся вконец троице приходит на ум нелепая, но затем обретающая всё более реальные очертания идея: ехать немедля в деревню к тётке Анатолия. Там, среди идиллических сельских пейзажей, будут искать они покоя, сытости и умиротворения. Но не всё так просто в романтической пьесе — в тихой пасторальной деревушке настигнут героев новые страсти, которые по накалу превзойдут ту сумбурную жизнь, от которой бежали они из города.

Дабы не разочаровать будущего зрителя, мы не будем раскрывать всех лихих сюжетных поворотов. Скажем лишь, что управляющий тёткиным имением Илья Быков (ИгорьТкачёв) будет изрядно поражён, узнав в спутнице Бельского свою первую и страстную любовь…

Кстати, именно сцена узнавания — одна из самых сильных в спектакле. Она — из тех моментов, которые хочется тут же перемотать назад и пересмотреть снова. Мучимая непонятной тоской, ходит, будто сомнамбула, по сцене Касатка, задумавшись так глубоко о своём давнем почитателе, что не видит его самого, протягивающего ей руку.

Что до Быкова, нам сразу ясно, что жизнь разделилась для него на две части — до появления Маши и после. Нам понятно, даже осязаемо, его состояние раздрая и непокоя от ирреальности происходящего: как? В этой глуши — она, предмет юношеских мечтаний, роскошная, недосягаемая? Но вот она, совсем рядом, в своём вечернем наряде и огромной шляпе — как диковинная птица, залетевшая случайно в чужой мир.

Князя же, напротив, всё более раздражают Машины капризы. Всё чаще он предпочитает общество милой молоденькой невесты князя Раисы (Дарья Ковалевская), которой всё, что он говорит, представляется необыкновенно значительным.

Интриги отношениям героев придаёт и неусыпное бдение Варвары Петровны Долговой (заслуженная артистка РФ Ирина Драпкина). Она, классическая литературная «добрая тётушка», хоть и строга бывает, но всё же очень хочет счастья своим непутёвым подопечным.

Актёрский ансамбль «Касатки» так хорош, что кажется невозможным не отметить каждого. Солирует здесь, конечно, Вероника Васильева, которой не впервой играть «femme fatale». Актриса более чем убедительна в этом амплуа, с лёгкостью изображая избалованную, капризную красавицу, в глубине души жаждущую «простого женского счастья». Но больше всего трогает её игра, когда мятежная Касатка медленно идёт к Долговой вдоль авансцены и просто, негромко говорит о своей любви.

Игорь Ткачёв, ставший совсем недавно главным режиссёром Белгородской драмы, кажется, нашёл в «Касатке» одну из главных своих актёрских удач. Не то что бы Быков — кардинально новый образ для артиста (помнится, похожую роль доброго и хозяйственного Вани Бородкина Игорь исполнил в спектакле Владимира Андреева «Не в свои сани не садись»).

Но, во-первых, роль в «Касатке» — положительный образ после череды отрицательных героев последнего времени в биографии артиста, а, во-вторых, Илья Ильич получился действительно живым, интересным, не чуждым ни пылких страстей, ни естественных человеческих слабостей.

Любимец белгородской публики Виталий Бгавин неподражаем в роли непутёвого князя. Удивительно: при всей героико-брутальной внешности этому артисту особенно интересны те роли, где можно заставить публику грустить и смеяться, где можно быть неловким, нелепым, комичным.

На тонких нюансах, на милых мелочах плетёт Виталий затейливую вязь своей актёрской работы в «Касатке». И большинство аплодисментов заслуженно принадлежат ему. Да, пожалуй, ещё Дмитрию Евграфову в роли Абрама Желтухина — так бенефисно подаёт он своего персонажа. Желтухин больше других персонажей призван развлекать зрителя в этом спектакле — каждый его выход решён почти как клоунский.

Несмотря на молодость, отлично справилась со своей Раисой Дарья Ковалевская. Небольшой актёрский опыт она компенсирует обаянием и искренностью. Даже там, где, кажется, легко свалиться в совсем уж сладкую благостность образа, ей удаётся пройти по тонкой грани, отделяющую доброе — от глупого, милое — от пошлого.

Венчает всю эту славную актёрскую команду заслуженная артистка РФ Ирина Драпкина, которая, кажется, чувствует себя в предложенном ей Семёном Спиваком образе как рыба в воде. Может быть, сыграло роль то, что Ирина Залмановна по происхождению петербурженка? Как бы то ни было, можно залюбоваться её героиней, которая будто олицетворяет простую деревенскую жизнь, святую материнскую любовь.

И даже те, кому в этом спектакле достались небольшие роли: Алёна Беседа, Нина Кранцевич, Надежда Пахоменко, Андрей Зотов, Николай Ильдиряков, Андрей Терехов, Дмитрий Беседа играют удивительно подробно, тонко и радостно.

Говоря о «Касатке», невозможно не обсуждать другие компоненты спектакля. Художественное оформление народного художника России Марта Китаева и Михаила Платонова, существующее в двух ипостасях условных города и деревни, даёт действию необходимую и неповторимую атмосферу.

Большое яблоневое дерево, раскинувшее ветви над героями, отсылает к ветхозаветному сюжету, вечной истории любви и познания. Костюмы Михаила Воробейчика необыкновенно хороши: холодный тон — город, тёплый молочно-бежевый — деревня. Платья и причёска героини навевают ассоциации не то с Матой Хари, не то с Верой Холодной, а, быть может, с блоковской незнакомкой, чей «стан, шелками схваченный, в туманном движется окне».

И, конечно, музыка! Невозможен без хорошей музыки такой мелодичный, певучий спектакль. Мелодии «Касатки» не оставляют равнодушным, запоминаются надолго. Заслуженный работник культуры России Иван Благодёр сделал музыкальное оформление красивым и разнообразным. Балетмейстер Сергей Грицай, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, поставил с исполнителями главных ролей яркий и страстный номер.

«…Вот мы и отдохнули у тётки в деревне…» — произносит с печалью в спектакле князь Бельский. В этой фразе — вся череда невероятных событий, происшедших так внезапно в одном мирном деревенском поместье с появлением колоритных петербургских гостей.

Если вы соскучились по динамичному, увлекательному зрелищу, да и просто — по замечательному русскому психологическому театру, если вы любите, когда в конце концов всё заканчивается хорошо, купите билет на «Касатку». Не разочаруетесь. Ближайший спектакль — 28 февраля 2015 года.

Дата публикации
02.02.2015 г.
Автор

Новости по теме