Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Разговор о современном искусстве

27 октября выставочный зал «Родина», в котором накануне открылась ежегодная Областная молодёжная выставка, открыл двери для всех желающих побеседовать о сути современного искусства.

Современное искусство у каждого своё. Проще всего трактовать его как то искусство, которое создаётся сейчас, которое современно нам, независимо от способа создания про-изведения, его содержания и стилистики.

 Разговор о современном искусстве в выставочном зале «Родина»

Однако в теории искусства и в сфере художественной критики под современным искусством подразумеваются определённые художественные практики, сложившиеся во второй половине ХХ века. Например, — концептуальное искусство, акционизм (в котором акцент переносится с самого произведения на процесс его создания) и медиа-искусство (когда на художественный процесс начинают влиять новые технологии и средства коммуникации: видео и аудио, компьютеры, Интернет).

Кроме того, contemporary art предполагает увлечение социальными, гендерными, экологическими, этническими проблемами — отсюда такие явления, как феминист-арт или эко-арт.

Артур Клозе (Германия)

Не случайно в 90-е годы XX века в России существовал термин «актуальное искусство». Современное искусство, иными словами, стремится быть в непосредственной связи с жизнью и выходит за рамки традиционных видов искусства живописи, графики, скульптуры.

О том, есть ли границы у такого искусства и каким оно должно быть, дискутировали не-мецкий медиа-художник Артур Клозе, который приехал в Белгород для работы над книгой комиксов о городах-побратимах Белгороде и Ополе, и белгородский художник Григорий Новиков.

Белгородский художник Григорий Новиков и художник из Германии Артур Клозе

Основной темой для обсуждения стала выставка «Documenta», проходящая в Касселе (где живет Артур Клозе) с 1955 года каждые пять лет. Эта международная выставка длится сто дней и задаёт тон обсуждений в арт-мире на ближайшие годы.

Артур Клозе на выставке «Документа–13» (фото Ксении Голуб)

Для Артура, как и для всех жителей Касселя, каждая «Documenta» — настоящий праздник, поскольку выставка, как правило, охватывает весь город: мероприятия проходят на разных площадках. К участию принимаются в основном произведения молодых авторов, приверженцев contemporary art. Эти произведения могут нравиться или не нравиться, быть спорными по своим художественным качествам, но главное — они заставляют зрителя быть активным, думать о значении произведений искусства самим, не прибегая к пояснениям критиков.

Разговор о современном искусстве в «Родине»

Ещё одно немаловажное качество кассельской выставки — её «близость к народу», когда произведения искусства интегрируются в повседневную жизнь города. Григорий Новиков, также посетивший Кассель летом этого года и побывавший на «Документе», акцентировал внимание на спорных или трудных для восприятия простыми зрителями работах, которые преобладают на подобных выставках.

Разговор о современном искусстве в выставочном зале «Родина»

Третью, «зрительскую» точку зрения на кассельскую выставку представила Ксения Голуб, главный специалист службы внешних связей и протокола администрации города Белгорода и, одновременно, координатор молодёжного проекта «Белгород–Ополе». По словам Ксении, она отправилась в Кассель специально чтобы разобраться в том, что представляет собой современное искусство и ничуть не жалеет о проведенном на выставочных площадках времени.

Страницы книги А. Клозе о Касселе

После достаточно подробного знакомства с Касселем и его главной «достопримечательностью» пришедшая на мероприятие в «Родине» публика активизировалась и тоже вклю-чилась в процесс обсуждения современного искусства, делясь примерами из личного опыта посещения выставок.

В этом, собственно, и состояла цель общения художников и зрителей на первой из посвящённых «contemporary art» встреч, запланированных в выставочном зале Белгородского регионального отделения Союза художников России.

Дата публикации
28.10.2012 г.
Автор

Новости по теме