Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Белгород чествует юбиляров
О подобном событии в тихом провинциальном Белгороде сто с лишним лет назад, наверное, написали бы так: «Провидению было угодно...». Да и сегодня, чествуя двух выдающихся юбиляров, появившихся на свет в одном небольшом уголке русской земли в один день с интервалом в 20 лет, трудно не усмотреть в этом непостижимый промысел судьбы.
9 января 1922 года и 9 января 1942 года в разных селах Белгородчины родились будущий организатор крупного сельскохозяйственного производства, дважды Герой Социалистического труда Василий Яковлевич Горин и будущий выдающийся организатор концертного дела в Белгороде, энтузиаст музыкального просвещения, подвижник и основоположник (не бойтесь восклицаний) классических музыкальных традиций на Белгородчине заслуженный деятель искусств РФ Иван Григорьевич Трунов.
Именно по основательности заложенных, закладываемых, возрождаемых И.Г. Труновым музыкально-культурных традиций Белгород заметно опережает многие города-соседи Центрально-Чернозёмного региона России.
Провидению было угодно, чтобы эти два замечательных мастера своего дела – аграрий и музыкант – не раз пересекались по жизни. Первый раз И.Г. Трунов приехал в Бессоновку Белгородской области по приглашению В.Я. Горина, чтобы создать и руководить самодеятельным ансамблем песни и пляски, быстро получившем известность и не раз выезжавшим на гастроли, даже за границу.
Последний раз директор и художественный руководитель Белгородской государственной филармонии И.Г. Трунов со своими артистами приехал в Бессоновку 9 января 2012 г., чтобы руководить музыкальной частью торжеств по случаю 90-летнего юбилея своего давнего друга В.Я. Горина, человека-легенды, богатыря белгородской земли.
И в этот же день, 9 января, Белгородская филармония торжественно отмечала 70-летие своего бессменного (с 1975 г.) художественного руководителя и директора. В этот день чествовали людей, ставших, по выражению начальника белгородского управления культуры Сергея Ивановича Курганского «образцами служения своему делу и эталоном высших человеческих отношений».
В заполненном приглашёнными гостями Большом зале филармонии (после «Коронационного марша» П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина) поздравительную часть торжественного концерта в честь Ивана Григорьевича Трунова открыли первые лица власти: губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, председатель Белгородской областной Думы Иван Николаевич Кулабухов и глава администрации Белгорода Сергей Андреевич Боженов. Вручение наград (среди них медаль ордена «За заслуги перед землёй Белгородской» 1-й степени) и подарков было началом затопившего сцену бурлящего потока любви, уважения, признательности и благодарности в адрес юбиляра от друзей-коллег, родных и близких, собратьев по артистическому цеху.
Ясность в отношениях культуры и власти в Белгороде сразу же определил сам юбиляр, заявив в ответном слове, что если первые лица региона при всей своей занятости находят время для филармонии, за культуру можно быть спокойным – она под надёжной защитой.
От имени 628 работников филармонии своего руководителя приветствовали 8 крупнейших творческих коллективов. Парад музыкальных поздравлений начался, конечно же, с выступления симфонического оркестра – любимого детища Ивана Григорьевича.
С трудом верилось, что ведущий филармонический коллектив, ныне насчитывающий в штате 108 человек, слава которого, как заметил Е.С. Савченко, давно перешагнула пределы области, начинался с 8 человек камерного оркестра.
Темой и вариациями «Happy birthday to you» Питера Хейдрига в исполнении симфонического оркестра, где мелодия кружилась полькой, вальсом, танго, чардашем, джазом, диксилендом, начался музыкальный вернисаж, перемежаемый поздравлениями, цветами и подарками.
Пожалуй, самый оригинальный подарок от имени симфонического оркестра со словами «за отеческую заботу об оркестре» вручил Ивану Григорьевичу немногословно-точный Рашит Геннадьевич Нигаматуллин – это был сертификат на посещение святых мест в удобное для владельца время.
Отменно удивительным было и «музыкальное подношение» от Сергея Ивановича Курганского. Как бывший ученик Ивана Григорьевича по постановке голоса в музыкальном училище (которое он окончил как пианист), Сергей Иванович исполнил под собственный аккомпанемент (с подпевающим залом) песню А. Пахмутовой «Надежда», тем самым подготовив место для музыкального привета дочери юбиляра – пианистки Елизаветы Труновой. Вместе с солистом Московской филармонии Андреем Ярошинским Елизавета исполнила в честь «лучшего папы, лучшего дедушки и самого лучшего человека» концертную пьесу С. Рахманинова «Слава».
В потоках поздравлений, пожеланий, воспоминаний и будущих планов юбиляра интересно было узнать из уст начальника департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Юрия Коврижных, что любимой мыслью Ивана Григорьевича сейчас является такая: «А не замахнуться ли нам, друзья мои, гм, на классический балет?» …Тем более, что на юбилейном вечере прозвучала серьёзная заявка в виде первого номера («Вступление») «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина в исполнении ансамбля «Мираж» (руководитель Виктор Карпенко).
Но самой, пожалуй, интересной частью торжества было выступление самого Ивана Григорьевича, которого ведущая заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко попросила отчитаться за 37-летний период руководства филармонией.
Отчёт, начавшийся словами «ну, я даже не знаю, о чём говорить», вылился в увлекательнейший монолог-воспоминание. Это была глава, точнее, конспект ненаписанных мемуаров – история борьбы, преодолений, дерзновений и торжества. Но борьба отнюдь не одиночки, а единомышленников (кстати, и подававших голос из зала); группы людей, одинаково понимающих дело, которому они служили.
Переломных моментов здесь было два: приход во главу руководства областью Евгения Степановича Савченко и завоевание публики серьёзными (симфоническими) концертами.
Позволю себе незабываемое воспоминание из недавнего прошлого: выражение с трудом сдерживаемой радости на лице Ивана Григорьевича, наблюдавшего за непрерывным потоком людей, которые неторопливо поднимались по узкой лестнице Овального зала на симфонический концерт под управлением Рашита Нигаматуллина. В программе значилась одна из сложнейших партитур ХХ века – сюита из балета Стравинского «Весна священная». Глядя тогда на лицо директора, думалось, что ничто в мире не могло бы доставить ему большую радость, чем этот вид людской «змеи», неторопливо-привычно вползающей в зал.
Сегодня же, в новой филармонии, большинство концертов – аншлаговые, как предновогодний концерт духового оркестра, как вокальный вечер «Приглашаем в мир кино и оперетты» 8 января.
Иван Григорьевич считает, что сегодня филармония только на полпути к своему восхождению, и к делу, которому он отдал большую часть своей жизни, присоединяются всё новые и новые адепты. Это люди, которых вдохновляет та же высокая цель, что и выдающегося просветителя Ивана Григорьевича Трунова – работать на благо массового музыкального просвещения, делая людей красивее, умнее, нравственно чище и внутренне содержательнее, и при этом – высоко держа планку профессионального мастерства и постоянно поднимая художественный уровень филармонии.
- Дата публикации
- 10.01.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)