Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Закрытие камерного абонемента филармонии: от Гайдна до Пьяццоллы

Слушатели камерного абонемента (его последний концерт состоялся 5 мая в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии) скорее остались в выигрыше от полной замены объявленной год назад программы.

Планируемая программа современных композиторов (Дм. Шостакович и В. Ходаш) была заменена классикой трёх веков (18–20), представленная тремя ведущими инструментами – фортепиано, скрипкой, виолончелью и тремя молодыми исполнителями. Из них лауреат международных конкурсов скрипач Илья Норштейн (г. Москва) впервые выступал на сцене белгородской филармонии.

Закрытие камерного абонемента филармонии: от Гайдна до Пьяццоллы

Полуторачасовой (без антракта) концерт равномерно (по времени) поделили с И. Норштейном пианистка Елизавета Трунова (г. Москва) и артист оркестра Белгородской государственной филармонии Валерий Михайлов (виолончель). Им аккомпанировал струнный ансамбль БГФ под управлением Натальи Боровик, чьё возвращение на сцену филармонии в этом качестве можно только приветствовать.

После преамбулы в виде 1-й части «Маленькой ночной серенады» Моцарта внимание зала переключилось едва ли не на самый знаменитый, привлекающий всех пианистов моцартовский Концерт для фортепиано с оркестром №9 Ми-бемоль мажор «Geunehomme».

Илья Норштейн и Елизавета Трунова  Валерий Михайлов

Такой подзаголовок концерт имеет потому, что был написан в 1777 г. для французской пианистки мадемуазель Жёномм. В концерте солировала лауреат международных конкурсов Елизавета Трунова, которую (тоже в концерте Моцарта) белгородская публика слышала в прошлом сезоне.

Но эволюция пианистки от прошлого выступления к нынешнему разительна. Если в прошлогоднем выступлении ученическая робость заслоняла многие достоинства, то нынешнее – покоряло свободой и прекрасной передачей тех качеств, которые (говоря языком 18 века) заключает в себе тональность Ми-бемоль мажор – «добродетель, благородство и покой».

На сцене Белгородской филармонии Елизавета Трунова

Несомненно, чувствуется основательный исполнительский опыт, который за минувший год приобрела молодая пианистка, как несомненно и то, что Моцарт – это «её» композитор.

Правда, необыкновенная резвость темпа в финальном Presto немного озадачила, тем более, что эпизод в движении Менуэта никаким темповым экспериментам не подвергся. Слушая финал, невольно подумалось, что резвость и резкость лежат где-то очень близко.

Мы знаем о продолжающихся творческих контактах пианистки с пианистом, дирижёром и композитором Антоном Лубченко – сейчас А. Лубченко занимает должность главного дирижёра музыкального театра Бурятии. Е. Трунова познакомила белгородцев с Ильёй Норштейном, который сегодня является одним из самых талантливых молодых исполнителей камерно-ансамблевой музыки прошлых веков.

Илья Норштейн  Елизавета Трунова

Илья – один из шести внуков знаменитого режиссёра-мультипликатора Юрия Норштейна. Он воспитанник Московской консерватории, где учился у знаменитой в своё время скрипачки Зори (Заруи) Шихмурзаевой и её сына, скрипача и дирижёра Евгения Бушкова. С 2000 г. Илья – исполнительный директор ежегодного Международного молодёжного фестиваля; один из основателей антрепризы молодых музыкантов «Kammerkonzert»; руководитель и участник ансамбля солистов «Эрмитаж», которым руководит с 2008 г., сменив на этом посту Алексея Уткина, которого называют «золотой гобой России».

Елизавета Трунова и Илья Норштейн сыграли Концерт Фа-мажор в трёх частях, который был объявлен как двойной – для скрипки и фортепиано. Однако, главный авторитет творчества Гайдна – голландский музыковед Э. ван Хобокен – помещает этот концерт (под №6) в 18 том (Концерты для клавесина с оркестром) Полного собрания сочинений Гайдна.

В отличие от лидирующего характера и технической виртуозности солиста в Концерте Моцарта, партия фортепиано (клавесина) и скрипки в концерте Гайдна, хотя и являются ведущими, не слишком резко выделяются в общем изысканном камерном звучании.

Виолончелист Валерий Михайлов принял эстафету у москвичей, показав красоту виолончельной кантилены в мягко-созерцательной «Элегии» Габриэля Форе (1886) и скорбно-покаянной инструментальной песне-молитве «Кол нидрей» Макса Бруха. «Кол нидрей» – еврейская молитва на арамейском языке, что переводится как «все обеты» и означает отрешение от ранее данных обетов и клятв. Пьеса была написана немецким композитором в 1880 г. по заказу ливерпульской еврейской общины и входит в репертуар многих виолончелистов.

Завершая своё выступление драматическим «Grand Tango» А. Пьяццоллы, молодой виолончелист не преминул трогательно выразить свою благодарность своему педагогу и наставнику – концертмейстеру группы виолончелей оркестра БГФ И.Д. Александровой.

Дата публикации
06.05.2011 г.
Автор

Новости по теме