Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Освящение Камерного зала Белгородской филармонии

Последний мартовский филармонический вечер преподнес собравшейся многочисленной публике неожиданный сюрприз. Вопреки афише, приглашавшей зрителя в Большой концертный зал, третий концерт абонемента «Камерные вечера» впервые прошел в новом Камерном зале Белгородской филармонии.

В связи с этим невольно вспомнился один исторический эпизод. Осенью 1822 г. австрийский драматург и антрепренер Карл Фридрих Хенслер, получивший антрепризу театра для простонародья в предместье Вены, попросил знаменитого Людвига ван Бетховена написать новое сочинение в честь открытия нового театра. Бетховен охотно принял предложение и 3 октября 1822 г. была исполнена новая бетховенская увертюра «К освящению храма (искусств)» соч. 124.

Вчерашний концерт «Марк Дробинский и друзья» стал подобным же музыкальным освящением нового Камерного зала, расположенного на пятом этаже левой башни-пристройки здания филармонии. В программе была лирика XVIII в. (И.С. Бах, А. Вивальди и В.А. Моцарт) – времени зарождения камерных жанров.

концерт «Марк Дробинский и друзья» в Белгороде

Знаменитый французский виолончелист русского происхождения давно и хорошо знаком белгородской публике, равно как и теплые, дружеские и творческие отношения связывают его с белгородскими музыкальными коллективами.

В полнометражной программе из музыки XVIII в. Марк Дробинский выступает в Белгороде впервые – и как аранжировщик (Бах, Моцарт), и в дуэтах с Ириной Александровой и Натальей Боровик в сопровождении струнного ансамбля БГФ.

Возможно, прозвучит банально, но нельзя не сказать, что старинная музыка XVIII века едва ли не в первый раз в истории белгородской филармонии звучала не только под пальцами прекрасных исполнителей, но и в достойной ее архитектурной оправе.

Но сначала, конечно, главный бриллиант, т.е. музыка. Если из 825 известных сегодня сочинений Вивальди прозвучали три различных инструментальных цикла, то два из них (кроме «Зимы» из знаменитых «Времен года») – были премьеры.

Ирина Александрова (фото Антона Черева)

Как и триста лет назад, концерт начался 3-хчастной Симфонией (или увертюрой – так во времена Вивальди называлась пьеса, исполняемая перед началом представления). Вторая премьера – концерт для 2-х виолончелей с оркестром, где концертмейстер симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии Ирина Александрова была достойным партнером маститого маэстро.

Свежесть ощущений в концертном цикле А. Вивальди «Времена года» (звучал 4-й концерт «Зима») неизменна почти в любом исполнении. Но вчера «верность эпохе» показывала виолончель Марка Дробинского – музыканта, который (по словам Софии Губайдуллиной) «помимо прочих достоинств обладает личным неподдельным интересом ко всему, с чем соприкасается».

Второе отделение заняла известная Концертная симфония В.А. Моцарта в 3-х частях KV 364 (1789 г.) для симфонического оркестра и солирующих скрипки и альта. Вчера она звучала в переложении Марка Дробинского для камерного оркестра и солирующих скрипки (Наталья Боровик) и виолончели маэстро.

концерт «Марк Дробинский и друзья» в Белгороде

Самое сильное впечатление оставила 2-я часть (Andante) – наиболее глубокая и занимательная из подобных во всем творчестве Моцарта до этой поры. Третью часть, с ее легкой, известной тогда танцевальной темой, по требованию публики повторили на «bis».

Зал резонировал и усиливал красоту старинной музыки. Камерный зал филармонии спроектирован по образцу бальных залов старинных русских дворянских усадеб конца XVIII–начала XIX вв., в которых проходили балы и давались концерты.

В Камерном зале атмосферу очень близкого соприкосновения с музыкой (погружения в музыку) создает и его круглая (в плане) форма, и имитация балюстрады в верхней части и колонн почти по всей окружности, и наборно-паркетный пол, обилие естественного и искусственного освещения, мягкое цветовое решение интерьера и мебели. И еще очень важно – свободно стоящие, неприкрепленные к полу стулья-полукресла, которые завершают атмосферу зала-салона.

Впереди у Камерного зала еще презентация клавесина и приобретение кабинетного рояля, создание абонемента «Старинной музыки», для которого теперь есть все условия и богатая, интересная музыкальная жизнь.

Дата публикации
31.03.2011 г.
Автор

Новости по теме