Новости и обзоры событий культурного Белгорода
«Шедевры русской музыки» прозвучали в последний раз в этом сезоне
11 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии симфонический оркестр БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина провёл последний симфонический концерт абонемента «Шедевры русской музыки», посвящённый музыке русского балета 19–20 в.в.
В программах абонемента были исполнены сюиты из балетов Чайковского («Спящая красавица»), Прокофьева («Золушка»), Стравинского («Весна священная»), а в заключительном концерте – сюиты из балетов «Золотой век» Дм. Шостаковича и «Анюта» Валерия Гаврилина.
В программу последнего концерта вошла также сюита «Мёртвые души» Альфреда Шнитке (из музыки к одноименному многосерийному телефильму Михаила Швейцера), из девяти частей которой шесть представляют собой искажённые варианты (аберрации) бытовой музыки гоголевской эпохи.
И первый балетный спектакль Шостаковича (первая постановка в 1930 г, а затем, уже после смерти автора, последовали ещё три) и балет (и фильм-балет) Гаврилина по повести Чехова «Анна на шее» – увлекательные музыкально-театральные романы (имеется в виду их сценические истории, истории их постановок).
Но при всей разности их сюжетов, по большому счёту, их музыка сходна стилем оркестровки, основанном на персонифицированно-характеристическом использовании солирующих оркестровых инструментов. Каждый инструмент – это театрально-сценический персонаж, двигающийся и разговаривающий в своей манере.
Балетно-кинематографические сюиты двух ведущих российских композиторов 20 века, смело использующие в трагикомической манере иронии и гротеска музыку улиц, площадей и ресторанов (Шостакович), домашнего и праздничного провинциального быта (Шнитке), не способна уравновесить жизнерадостная романтическая «Анюта» с её ясной, прозрачной, стремительной оркестровкой.
Почему-то после концерта так и хотелось вздохнуть гоголевской фразой: «Скучно на этом свете, господа».
- Дата публикации
- 12.03.2011 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Н. Синянская (фото А. Черев)