Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Блистающий мир: Граф Муржа выступил с оркестром Белгородской государственной филармонии на открытии 44-го концертного сезона.

Блистательным было начало многообещающего концертного года, открытие которого состоялось 8 октября в Овальном зале при полном стечении публики и представителей белгородских СМИ.

Что могло быть лучше, чем музыка самого исполняемого в мире русского классика П.И. Чайковского (программа, которая напоминает о юбилейной дате – 170-летии со дня рождения композитора)?

И что могло лучше показать торжественность момента, чем приглашение на открытие сезона одного из лучших современных российских музыкантов – на сцене Овального зала в сопровождении симфонического оркестра Белгородской филармонии выступал заслуженный артист РФ Граф Муржа (скрипка, г. Москва).

Белгород имел огромное удовольствие познакомиться с музыкантом мирового уровня в скрипичном концерте Чайковского Ре-мажор оп.35 (1878 г.).

Граф Муржа

Граф Муржа – имя, которое больше походит на сценический псевдоним, но это настоящее имя скрипача (по метрике). Шандор – таким распространённым венгерским именем зовут его родные – родился в 1973 г. в Закарпатье, в семье венгерских цыган, потомственных музыкантов в семи поколениях.

Обучение игре на скрипке с трёх лет под руководством отца, затем занятия с одним из лучших екатеринбургских педагогов, потом московская ЦМШ, консерватория и аспирантура у профессора Ирины Васильевны Бочковой, а также занятия с Иегуди Менухиным в Лондоне (в Лондоне и Париже Граф Муржа сейчас преподаёт).

Ещё учась в Центральной музыкальной школе и консерватории, Муржа становится лауреатом пяти международных конкурсов, а к 26 годам его украшает корона из побед на девяти самых престижных международных состязаниях. В их числе – им. Чайковского в Москве, им. Паганини в Генуе, им. Ж. Тибо в Париже и других.

С 1990 г. Граф Муржа – солист Московской филармонии, сегодня он выступает в различных странах мира и интенсивно концертирует по городам России.

В Белгороде Граф Муржа выступал впервые. В нашем городе он играл на скрипке работы итальянского мастера конца 16 века Бартоломео Обичи (Bartolomeo Obici, 1592г.). Слышать знаменитый концерт Чайковского в мягком и предельно отчётливом звучании раритетного музыкального инструмента, когда даже в сложнейших пассажах каждый звук улавливался слухом как под сильнейшим микроскопом, слушать такой инструмент в руках исполнителя экстра-класса было несказанным наслаждением.

Белгородская филармония открыла сезон

Белгородский оркестр под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина был чутким и тонким партнёром, сопровождая солиста то с бережной нежностью, то с непререкаемой волевой энергией.  

Ошеломляет в игре этого царственного скрипача даже не его фантастическая техника, а редкостная спонтанность его звукоизъявления. Кажется, что скрипка – это часть его самого.

Пребывание слушателей в Концерте Чайковского было пребыванием в недосягаемо совершенном и прекрасном мире, одновременно простом и естественном, где простота была совершенством, а совершенство – простотой.

Зал, знающий как себя вести на концерте, не мог удержать восторженных аплодисментов после первой части, а по окончании выступления в ответ на продолжительные овации Граф Муржа сыграл два каприса Паганини из оп.1 (№17 и №24).

Второе отделение, состоящее из двух премьер, было продолжением торжества, но в ином – триумфально-праздничном роде. Симфоническая фантазия «Буря» (1873 г.) по Шекспиру – одно из тех сочинений Чайковского, где картинная изобразительность удачно сочетается с драматическим и психологическим содержанием.

Спокойное и бушующее море, любовная сцена, злые духи могучего волшебника – картины могучей симфонической кисти Чайковского, самые красочные штрихи которой наносят группы духовых инструментов, сегодня по плечу оркестру филармонии.

Торжественная увертюра «1812 год» написана в 1880 г. по случаю освящения в Москве храма Христа Спасителя (воздвигнутого, как известно, на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном).

Иван Трунов

Увертюра тоже впервые прозвучала на белгородской сцене во всём своём всесокрушающем великолепии и в точном соответствии с партитурой Чайковского. В коде был восстановлен гимн России до 1917 г., мелодия «Боже, царя храни» (которая в советские времена была заменена мелодией «Славься» из «Ивана Сусанина» Глинки) и перезвон колоколов (колокола были любезно предоставлены Белгородской епархией).

Нота национальной гордости, которая столь явственно звучала в этот вечер благодаря великому русскому классику и превосходным исполнителям наших дней, как-то оттеснила на задний план сожаления по поводу отодвигаемого ещё на некоторый срок открытия нового здания филармонии.

Выступая перед концертом, директор и художественный руководитель филармонии заслуженный деятель искусств России И.Г. Трунов вспомнил, что на его памяти это пятое новоселье в жизни филармонического коллектива и, как и все предыдущие, оно тоже не обходится без сбоев.

Иван Григорьевич не стал утомлять своих слушателей перечислением трудностей, связанных с поставками отделочных материалов из-за рубежа и т.д.

Вряд ли это существенно по сравнению с тем фактом, что совсем недавно Международная Академия культуры и искусства присвоила Белгородской филармонии статус «национального достояния России», и как следствие этого двум его крупнейшим коллективам – симфоническому и духовому оркестрам – предложено вскоре выступить в Москве.

Дата публикации
09.10.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме