• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Свой взгляд Евгения Савотченко

26 октября член Союза художников России Евгений Николаевич Савотченко за многолетний плодотворный труд, значительный вклад в сохранение и развитие изобразительного искусства региона награжден высшим знаком отличия Белгородской области «Прохоровское поле — Третье ратное поле России» III степени. А в художественном музее сейчас проходит выставка «Свой взгляд» художника-легенды Белгородского края, приуроченная к его юбилею.

Почетный гражданин города Белгорода, заслуженный работник культуры РФ Евгений Николаевич Савотченко многие годы совмещал деятельность, казалось бы, в несовместимых сферах человеческой жизни: руководящую работу с ежедневным подвижническим служением искусству.

Мэр города Белгорода более 10 лет, многие годы директор института «Белгородгражданпроект», музея-диорамы «Огненная дуга», Белгородского государственного художественного музея. Кстати, эти музеи открылись по инициативе и при поддержке Евгения Николаевича, благодаря его усилиям на поприще председателя горисполкома в Белгород приехало много талантливых и творческих людей — художников, архитекторов, инженеров, некоторые до сих пор работают на благо города и области.

К своему 85-летию художник представил на суд зрителей абсолютно «Свой взгляд» на жизнь и искусство в живописных произведениях, созданных за полвека. Этот «взгляд» — откровение человека и художника, много повидавшего, много пережившего: и голод, и ужас страшных бомбёжек военного лихолетья, познавшего высокие взлёты и разочарования советского и постсоветского времени, муки творчества и сладостное упоение им. Взгляд-откровение мудреца и романтика одновременно, явлен зрителю XXI века в 140 полотнах.

Экспозиция структурирована по волнующей художника проблематике, в соответствии с которой произведения сгруппированы в несколько тематических комплексов, в которых можно выделить основные.

Это в первую очередь — тема семьи (жена, сын, невестка, внучка), как незыблемой духовной и моральной общности. Семья — основополагающая жизненная ценность для художника занимают в его творчестве, как и в экспозиции, важнейшее место. История — вторая главная тема выставки, причём история как далекая, прошлых веков, так и новейшая, герои картин либо связаны с нашим краем, либо отсылают к детским воспоминаниям художника о Великой Отечественной войне.

Казалось бы, что объединяет князя Игоря Святославича и его бра­та Всеволода с русским реформатором Петром I, его последовательницу Екатерину II с первым декабристом Владимиром Раевским, последнего русского императора Николая II со Святителем Иоасафом Белгородским, князя Николая Голицына с Людвигом Ван Бетховеном, графа Бориса Шереметьева с поэтом серебряного века Константином Бальмонтом?

Трудно поверить, но именно живописец Евгений Савотченко и невидимые непосвященному нити судьбы, связывающие этих выдающихся людей с Белгородским краем, в историю которого художник глубоко погружен на протяжении многих лет и воплощает живописно-пластическими средствами её яркие страницы в своих полотнах.

При этом художнику важна историческая достоверность событий, важна каждая деталь, которая может войти в картину для убедительной передачи духа времени. Например, работая над широкомасштабной картиной «Встреча князя Игоря Святославича с бра­том Всеволодом в Холках», автор перевернул горы исторической литературы, побывал на месте древнерусской крепости, последнего форпо­ста на пути в Половецкую степь, консультировался с историками и краеве­дами.

Теме Великой Отечественной войны, о которой художник знал не понаслышке, посвящено не одно произведение. Автобиографично полотно «Военное лихолетье. Воспоминания моего детства», написанное в 2012 году. Жаркий летний день перед грозой, по пыльной проселочной дороге движется унылая вереница усталых людей — старики, женщины, дети. Их родной город Амвросиевку (Донецкая область) бомбят немцы в течение двух лет. Спасаясь от бомбежек, они бегут в степи, в дальние карьеры, чтобы провести там ночи, а в летнее время и весь сезон. И так на протяжении двух долгих лет.

Тяжелое, темное небо грозно нависло над землей огромной зловещей птицей, готовой вот-вот рухнуть на пыльную дорогу. Небо в картине, написанное беспорядочным бегом широко положенного на холст мазка, несет большую композиционную и смысловую нагрузку, олицетворяя зло, которое несет война.

Тема покаяния, духовного возрождения России на­шла отражение в картине «Император Николай II у раки с мощами Святого Иоасафа 17 декабря 1911 год. В Свято-Троицком мужском монастыре», в основу которой положен реальный факт посещения Императором Николаем Белго­родского Свято-Троицкого мужского мона­стыря.

Неординарная личность Святителя земли Белгородской настолько серь­езно заинтересовала художника, что он посвящает ему еще две работы: «Гробница Святителя Иоасафа – епископа Белгородского» и создает картину «Св. Иоасаф — епископ Белгородский и Обоянский»с каноническим аскетичным образом Святого.

В 2012 году художник создаёт ещё один образ Святителя Иоасафа, в котором преобладают черты земного человека, внешний облик епископа Белгородского и Обоянского отсылает зрителя к прижизненной иконографии Святого, которую художник тщательно изучал. Скромный антураж фона с иконой слева и фрагментом парадного портрета императрицы Елизаветы справа подчеркивают в портрете земной период жизни Св. Иоасафа.

На выставке представлено множество портретов. Написанные в разные годы, они посвящены как историческим персонажам России, так и современникам художника — представителям разных профессий. Интерес к портрету, к правде психологиче­ской характеристики был свойственен Савот­ченко всегда. Работая над образами разных людей, он стре­мится понять и запечатлеть характер мышле­ния, показать неразрывную связь с жизнью и деятельностью современника.

Если в портретах 1970–1980-х гг. художник тяготеет к монументальности образа, что было характерной тенденцией советского изобразительного искусства тех лет, моделирует лица и фигуры своих героев большими живописными плоскостями («Строитель», «Портрет летчика Дудкиной»), то в работах этого жанра 1990–2000-х Савотченко восходит к традициям русского портрета XVIII века и в первую очередь к творчеству В. Л. Боровиковского, которое бесконечно дорого и близко Евгению Николаевичу.

Он всегда стремился разгадать секреты старых ма­стеров и досконально изучал технику живо­писи художников прошлых поколений. Но художник не копирует манеру великого предшественника, а лишь интерпретирует как высокий образец его живописно-пластическую схему, в соответствии со своим видением и пониманием натуры в таких полотнах как «Портрет А. А. Щепкиной», «Портрет заслуженного художника России С. С. Косенкова», «Портрет Димы Сапрыкина», «Искусствовед», «Автопортрет», «Портрет в белой кофточке», «Портрет женщины в голубом»,и др.

Используемый в этих работах фон, чаще всего нейтральный, сложных серых тонов, акцентирует значение лица в портрете, неповторимость индивидуальной характеристики портретируемого. Иногда художник в фон вводит элементы антуража профессии или увлечений персонажей, например, в портретах В. Лыткина, С. С. Косенкова, и др. На выставке «Свой взгляд» немало портретов известных белгородцев, созданных автором в 2017 году!

Весомое место в творчестве Евгения Савотченко занимает пейзаж. Природа для художника — неиссякаемый источник изучения натуры и вдохновения. Поэтому в экспозиции, наряду с законченными широкими панорамными композициями, много пленэрных этюдов. География пейзажных мотивов ограничена в основном Белгородским краем и волжскими просторами, где художник провёл не одно лето.

Все пейзажи отличаются простотой и незатейливостью мо­тивов. Казалось бы, ничего не стоит пройти мимо привычного уголка природы, а вместе с тем художник находит здесь что-то свое, делает настоящую картину. Таковы, например, пейзажи белгородской земли с изгибами небольших речек, с песчаными берегами, по­росшие травой, меловые откосы с реликтовыми лесами и небольшими перелесками. Мотивы такие обычные и такие родные каждому русскому человеку!

Несмотря на очевидную обычность мотива, картины, исполненные в лучших традициях искусства передвиж­ников, передают типичные черты не только белгородской, но и всей русской природы. То же можно сказать о серии волжских пейзажей. В отличие от пейзажей прежних лет, в работах, созданных в последние годы, палитра становится более светлой, цветовой тон более чистым и звучным.

Художник очень убедительно пишет природу в солнечный день, сгармонированный колорит картин летней серии пейзажей отличается большой правдивостью, композиции ясностью, рисунок точностью. В «летнем» цикле выделяется группа работ с жанровыми сценками из сельской и дачной жизни.

Лейтмотивом не только портретной галереи, но и всей выставки «Свой взгляд» звучит образ Гали, жены художника, его главной модели и музы на протяжении многих лет. Работы, посвященные жене, написанные с большой любовью, отличаются разнообразием композиционных решений и эмоциональных характеристик.

Савотченко пишет ее в разнообразных позах, в нарядах разных эпох, за различными занятиями, восхищаясь неповторимой пластикой тела, экзотической красотой лица, тонкостью его черт. Вот она у окна читает книгу, вот задумчиво склонила голову, держа в руках гранат, вот она в широкополой соломенной шляпе, улыбаясь, держит огромный букет полевых цветов… Разнообразнее и цветовое решение этих портретов, что усиливает эмоциональное звучание образа в каждой конкретной работе.

Хочется верить, что экспозиция «Свой взгляд» не оставит равнодушными зрителей, а во­левой и деятельный художник, несмотря на солидный возраст, еще не раз порадует встречами со своей живописью!

Здоровья Вам на долгие годы, дорогой Евгений Николаевич!


Дата публикации: 29.10.2017