Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Дыханием оперы начался юбилейный сезон Белгородской филармонии

1 октября в Большом зале филармонии состоялось открытие 50-го сезона. За дирижёрским пультом — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин. В программе — оперные увертюры, сцены и арии из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов в исполнении солистов Мариинского театра (Санкт-Петербург) народного артиста Республики Башкортостан Аскара Абдразакова (бас) и лауреата международных конкурсов Марии Баянкиной (сопрано).

Традиционное открытие очередного — юбилейного — сезона БГФ большим вокально-симфоническим концертом с приглашёнными именитыми солистами в этом году совпало и с 20-летием отмечаемого в нашей стране (с 1996 г.) Международного дня музыки. Вчера в Белгороде особую торжественность момента подчёркивали и красная ковровая дорожка перед входом в здание филармонии, на которую директор филармонии Светлана Боруха приглашала счастливых обладателей билетов, и бокалы с шампанским, которыми публику встречали в фойе Большого зала.

Торжественная часть была, как принято, непродолжительной. Начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский вручил Благодарность Министерства культуры РФ руководителю камерного оркестра Mezzo music Наталье Боровик, отметив её значительный вклад в наиболее заметные музыкально-культурные события последних лет.

Светлана Юрьевна Боруха в своём выступлении напомнила, что сегодняшняя бурлящая полноводная жизнь филармонии началась 1 августа 1975 г. с «мала ключика» — гастрольно-концертного бюро, и предложила ещё раз воздать дань глубокого уважения Ивану Григорьевичу Трунову, долгие годы бессменному художественному руководителю и директору филармонии, что присутствующие с удовольствием и сделали.

Вокально-симфонический концерт — везде одна из самых любимых публикой форм концерта. Особенно в Белгороде, по давней, ведущейся от Ивана Григорьевича традиции. Особенно если белгородский вечер оперной классики, покоящейся на прочном основании белгородского симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина, украшают имена прославленных во всём мире российских певцов из знаменитой Мариинки.

В 2016 году филармония предложила своим слушателям знакомство с обоими всемирно известными басами братьями Абдразаковыми — Ильдаром и его старшим братом Аскаром. Выступление Ильдара Абдразакова было одной из сенсаций на V Международном музыкальном фестивале BelgorodMusicFest«Борислав Струлёв и друзья» в феврале-марте.

Не менее сильное впечатление оставило сегодняшнее знакомство белгородской публики с Аскаром Абдразаковым. Но Белгород в творческой судьбе Аскара Абдразакова появился ещё в 1994 году, когда он, будучи аспирантом Ирины Архиповой в Московской консерватории, стал участником организованных великой певицей благотворительных концертов, все сборы от которых пошли на строительство храма Петра и Павла на мемориале «Прохоровское поле».

Спустя четверть века всемирно известный оперный бас, выступавший на сценах лучших театров мира с крупнейшими современными дирижёрами, вновь стал гостем Белгородчины. Певец начал своё выступление большой арией хана Кончака из 2-го действия оперы Бородина «Князь Игорь» (в этой партии А. Абдразаков дебютировал на сцене Большого театра в 1994 г.).

Исполнение оперных хитов басового репертуара — арии Лепорелло «с списком» из «Дон-Жуана» Моцарта; арии Гремина из «Евгения Онегина» Чайковского»; арии Базилио «Клевета» из «Севильского цирюльника» Россини; серенады Дон-Жуана из одноименной оперы Моцарта (соло на мандолине — Ольга Саитова); песни Варяжского гостя из «Садко» Римского-Корсакова; каватины Алеко из одноименной оперы Рахманинова — сопровождалось всё более восторженным приёмом публики. Шлягеры «Гранада» А. Лары и «Очи чёрные» увенчали выступление Аскара Абдразакова в концерте открытия юбилейного сезона БГФ.

Контраст «тяжёлой артиллерии» басового репертуара составило выступление Марии Баянкиной. Сопрано титулованной певицы, победительницы многих международных конкурсов, сегодня нередко слышит публика за рубежом.

Окончив Институт им. Гнесиных и там же — аспирантуру у проф. Евгении Шевелёвой, молодая певица связала свою творческую судьбу с петербургской оперной сценой. В 2010 г. она стала солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра, а в 2013 г. дебютировала на сцене Мариинки в партии Виолетты («Травиата» Верди) в постановке под управлением Валерия Гергиева.

Облик оперной певицы Марии Баянкиной очень хорошо очерчивался в исполненных ею в концерте оперных фрагментах, воссоздающих галерею обаятельных лирических женских образов — хрупких и женственных, и, одновременно, сильных. Это — Церлина в дуэте с А. Абдразаковым («La si darem la mano») из моцартовского «Дон-Жуана»; Татьяна в сцене письма из «Евгения Онегина»; Лауретта из «Джанни Скикки» и Мими из «Богемы» Пуччини; Адриенна из одноименной оперы Ф. Чилеа; Джудитта и Марица из одноименных оперетт Ф. Легара и И. Кальмана.

Первое появление Марии Баянкиной в арии Русалки из одноименной оперы Дворжака было непередаваемо, захватывающе красиво по мастерству вокала. Вокальная пластика голоса певицы, ровного во всех регистрах, то сильно и мощно перекрывающего оркестр на кульминациях, то звучащего нежнейшим чарующим пианиссимо, говорит как о прекрасной вокальной школе, так и зрелости и тонкости её вокального мастерства, доставившего публике в этот вечер немало незабываемых эмоций.

Наконец, last, not least (последнее по месту, но не по значению) — оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина был, как всегда, не просто необходимо-безличной функциональной единицей совместного исполнения. Симфонические фрагменты их опер — увертюра к «Князю Игорю» Бородина, «Дон-Жуану» Моцарта, вступление к «Евгению Онегину» Чайковского — были одушевлены живым, горячим, непосредственным чувством, как и все вокально-симфонические фрагменты, где роль оркестра всегда была «больше, чем аккомпанемент».

Нельзя не отметить, как в оркестре в последние годы растёт точность и уверенность выполнения оркестровых соло — так, очень требовательный маэстро Рашит Нигаматуллин остался, по-видимому, доволен солирующей валторной Юрия Юрина в увертюре к «Князю Игорю». Впрочем, здесь предела совершенству нет.

Торжественный салют в честь Международного дня музыки и старт юбилейного сезона позади. Впереди же в стенах филармонии слушателей ждут новые встречи с неисчерпаемым океаном великой музыкальной классики во всех её проявлениях.

Дата публикации
03.10.2016 г.
Автор

Новости по теме