• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Владимир Гусаров: В театре кукол главной должна быть КУКЛА

На днях в Белгородском государственном театре кукол вакантный пост главного режиссёра, по приглашению художественного руководителя театра Натальи Мефодиевны Репиной, занял Владимир Анатольевич Гусаров.

Владимир Анатольевич Гусаров — профессионал высокого класса. Два высших образования (актёрское и режиссёрское), более шести десятков спектаклей для детской и взрослой публики, награды театральных фестивалей России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Имеет опыт преподавательской работы.

В разные годы Гусаров в должности главного режиссёра осуществлял творческое руководство театрами кукол в Красноярске, Челябинске, Нижневартовске, Самаре. Как режиссёр-постановщик ставил спектакли в театрах кукол в Москве, Иркутске, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске, Курске, Симферополе, Красноярске; украинских Харькове, Полтаве, Киеве; в Костанае (Казахстан).

За эти годы опыта сотрудничества с белгородскими кукольниками у Владимира Анатольевича не было, но после короткого интервью, которое новый главреж дал порталу «Афиша и новости культурного Белгорода» на пятый день после вступления в должность, стало понятно: Гусаров для нашего города, хотя человек и незнакомый, но явно не случайный, скорее даже — «свой».

Тут даже не нужно прибегать к пресловутой теории шести рукопожатий — во многих случаях довольно и одного. Например, первое высшее профессиональное образование (актёр театра кукол) уроженец донецкой Макеевки Владимир Гусаров получал в Харькове, в одной из известнейших и старейших кузниц творческих кадров тогда ещё Союза, а ныне Украины — Театральном институте (теперь это Харьковский национальный университет искусств) им. Котляревского.

В этом же вузе получали образование и несколько актёров, сегодня состоящих в труппе белгородского театра кукол, в их числе — ведущий артист БГТК, заслуженный артист России Вячеслав Леонидович Семейченко, на счету которого более 100 ролей и три Щепкинских премии. Так что понимание театра, сути актёрской профессии у нового главного режиссёра и его нынешних подопечных — общее, то, которое в них вкладывали, возможно, одни и те же замечательные педагоги-наставники.

В 1979-м, когда Владимир Гусаров поступает на службу в Харьковский Государственный театр кукол им. Н. К. Крупской, в Белгороде происходит событие неординарное — молодой режиссёр Николай Хомутов чуть не первым в СССР инсценировал на сцене областного театра кукол повесть-сказку В. Шукшина «До третьих петухов». Вместе с коллегами-кукловодами Гусаров впервые приезжает в наш город, чтобы своими глазами увидеть смелый, вызвавший большой резонанс спектакль. Впечатления о том знакомстве с творчеством белгородских кукольников у Владимира Анатольевича свежи до сих пор.

Профессии режиссёра Владимир Гусаров обучался в знаменитом ЛГИТМиКе, у почитаемого Мастера, профессора, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Михайловича Королёва (преподаватели Г. Г. Ханина и В. М. Советова). Имя М. М. Королёва знакомо даже тем, кто мало интересуется искусством театра кукол: Королёв, создавший в 1959 году вторую после Праги (1958) в Европе школу кукольников — «ленинградскую», воспитал целую плеяду талантливых актёров, художников, режиссёров.

Среди них известные не только в нашей стране художники Е. Луценко, А. Игнатьева, А. Ечеин, А. Алексеев, А. Севбо, З. Давыдов, А. Торик, А. Викторова и режиссёры Р. Виндерман, А. Тучков, В. Шрайман, В. Шацкий, И. Игнатьев, В. Бирюков, Б. Константинов, Е. Ибрагимов… И, конечно же, Валерий Вольховский, первый главный режиссёр белгородского театра кукол.

С Валерием Аркадьевичем Вольховским связаны ярчайшие страницы в истории кукольного театра в Белгороде, а образ заглавного персонажа самого первого спектакля — «Мальчиш-Кибальчиш», поставленного на сцене только что образованного в нашем городе областного театра кукол молодым талантливым режиссёром Вольховским, стал официальным логотипом БГТК.

В творческой судьбе Владимира Гусарова легендарный В. А. Вольховский тоже сыграл важную роль — рядом с ним в Воронеже прошли первые годы становления начинающего режиссёра, а затем Владимир Анатольевич принял приглашение возглавить театр кукол в Челябинске, тот самый, которым до переезда в Воронеж на протяжении 10 лет руководил Вольховский.

В 2006 году, через несколько лет после ухода из жизни Мастера, составившего славу отечественного театра кукол, Владимир Анатольевич Гусаров выступил инициатором и организатором посвященного памяти народного артиста РФ В. Вольховского Международного фестиваля театров кукол «Соломенный жаворонок» в г. Челябинске. В этом же году Челябинскому театру кукол было присвоено имя Валерия Вольховского и установлена мемориальная доска на здании театра.

В последние годы В. А. Гусаров несколько раз оказывался на расстоянии одного рукопожатия с Белгородом — судьбе было угодно устроить его знакомство с художественным руководителем Белгородского театра кукол Н. М. Репиной на форумах театров кукол. Наталья Мефодиевна, увидев несколько фестивальных спектаклей режиссёра, отметила его незаурядный режиссёрский дар и пригласила Владимира Анатольевича поработать в нашем городе.

Владимиру Гусарову чрезвычайно импонирует то, что он видит в Н. М. Репиной настоящего единомышленника и сильного руководителя, который способен оказать мощную поддержку его творческим идеям.

Кстати, о творческих замыслах Владимир Анатольевич много говорить не захотел, объясняя это тем, что сейчас присматривается к труппе. Увидев пока три репертуарных спектакля, Гусаров уже отметил для себя их профессиональный уровень, хорошую эстетику и высокий уровень культуры.

— Если у тебя на здании театра написано «Театр кукол» — это должен быть Театр, в котором главным выразительным средством является КУКЛА, и в Белгороде это сохранено, — отмечает новый главный режиссёр БГТК. — Иногда в театрах кукол видишь драматический спектакль, в котором куклы выступают в роли реквизита. Мне бы хотелось, чтобы в нашем театре мы удивляли зрителя искусством играющих кукол.

Для Гусарова кукла в первую очередь — художественный инструмент, с помощью которого актёр создаёт художественный образ. Владимир Анатольевич любит работать с различными системами кукол — всё зависит от режиссёрского решения спектакля. Это могут быть тростевые, петрушечные, штоковые марионетки, маски, предметы…

Интересно, что в одном из спектаклей, «Ромео и Джульетте», роль леди Капулетти у режиссёра играло… обыкновенное кресло. Вместе с художником спектакля А. Алексеевым Гусаров так выстраивал мизансцены, что зрители сразу «считывали» отношение других героев шекспировской пьесы к леди Капулетти как к мебели.

— В кукле должна быть жизненная история, биография какая-то, поэтому для меня театр кукол существует только тогда, когда кукла одухотворена, одушевлена. Зритель должен видеть «живую» куклу, — говорит Владимир Гусаров. — Кукле подвластны разные жанры. Больше всего, мне кажется, её стихия — фантастика, волшебная сказка, гротеск, комедия, фарс… даже трагедия…

Перед тем, как обозначить свои планы на формирование будущей репертуарной политики, новый главреж планирует посмотреть, что идёт на подмостках «щепкинской» сцены, других театров, послушать дыхание публики. Единственное, что Владимир Гусаров согласился пока озвучить, это имена своих любимых авторов: Чехов, Шекспир, Андерсен, Гофман, Пушкин, Достоевский.

Так что, похоже, будущий сезон обещает быть довольно интересным как для маленьких зрителей, так и публики взрослой — Владимир Гусаров решительно «нацелился» и на белгородское студенчество, и на молодые семьи, намереваясь продолжать проводимую Натальей Мефодиевной Репиной политику приобщения к высокому многоликому искусству театра кукол аудиторию разных возрастных категорий.

Фото Екатерины Родниной


Дата публикации: 06.05.2016